Когда пушки говорят, философы не молчат. Андрей Коробов-Латынцев, автор книги "Философ и война", участвует в боевых действиях на Донбассе. Исследуя метафизику войны, рассказывает, что еще в 2014 году, когда несогласные с евромайданом славянские активисты сдерживали армию Украины, на Донбасском фронте объявился неизвестный философ, сказавший фразу: "Мы здесь сражаемся до последнего за онтологические доводы". Об идейных и бытийных (онтология - наука о бытии) истоках донбасских боев он собирается рассказывать в освобожденном от нацистов Киеве, представляя там свою книгу.
Философа не могут не интересовать военные действия. Воевавший (и по свидетельству современников - хорошо) Сократ, Платон, а среди русских философов Булгаков, Эрн, Ильин, ушедший на Первую мировую войну санитаром Павел Флоренский не обходили их своим вниманием. Но сейчас, по мнению Коробова-Латынцева, мы вступили в новую эпоху, в которой сталкиваются не только армии, но идеи и цивилизации. По Украине, уверен он, проходит - по Хантингтону - линия разлома между Западом и Русским миром.
Профессор кафедры философии и социологии Луганского университета и одновременно участник боевых действий Виталий Даренский считает спецоперацию на Украине - ответом России на тотальную агрессию коллективного Запада, начавшуюся еще в 90-х. По его мнению, отвечая на эту агрессию, Россия оказалась в положении декабря 1941-го, когда без контрнаступления нельзя.
Он считает, что в Донбассе сейчас идут сражения за существование народа, за справедливое устройство, за статус великой державы. А Россия восстанавливается как великая страна, имеющая силы для решения геополитических задач. Но не менее, чем геополитика, важны внутренние вопросы. И первый из них: сможет ли Россия консолидироваться вокруг своих ценностей.
Директор Института стран Азии и Африки МГУ, профессор Алексей Маслов напомнил историю Китая, который (после открытия этой страны миру) Запад быстро наводнил вроде бы самым лучшим - университетами, философским наследием, переведенным на китайский Гегелем. Но за этим последовало очень тяжелое время подавленного национального самосознания. А за ним и вовсе серия революций, которые привели к мощному возрождению национального самосознания и ценностей. Китай нашел опору в Конфуции, в привычном знакомом "защити старика, позаботься о ребенке".
И при всех исторических и геополитических стрессах остается единой нацией. По словам Маслова, там не допускается "мышление без родины", а национально ориентированная гуманитарная наука транслирует в китайское общество важные и принимающиеся большинством идеи. Поэтому в Китае, например, могут запретить телешоу, если оно ... не совпадает с традиционными китайскими ценностями. А китайская пословица "Едины, но не тождественны" поощряет споры, но не разрушающие единства.
В России же последние 30 лет, по словам Алексея Маслова, "попытались взять матрицу, не характерную для нас, да еще не как "одну из", а как "единственно верную". Но сейчас пришло время освобождаться от "чужих матриц" и на основе национальных традиций искать и вырабатывать свои идеи. Россия стоит на пороге возрождения национального самосознания, уверен он. И призывает оглядываться на Китай не только тех, кто с ним торгует, но и гуманитариям. Хотя бы потому, что нам, как и китайцам, свойственна огромная потребность в уважении к своей стране и позитивное отношение к своей истории.
Доцент Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского Олег Шевченко считает, что ученые должны участвовать в денацификации Украины. А она потребует не только запрета политических партий и изменения названий улиц, но и серьезных мер по предотвращению нацизма в будущем. Закон можно поменять за день, а на глубинную денацификацию потребуется не меньше десятилетия.
Что делать с теми, кто почти 30 лет жил в парадигме отрицания русского? Главное сейчас, по его мнению, добиваться, чтобы она встретилась с реальностью, противоречащей тому, что говорила пропаганда. И когда мы начнем общаться с представителями этих поколений, надо быть готовыми к демонстрации лучших моментов российской действительности и к приглашениям к дискуссиям. Но по словам Шевченко, при этом нужно помнить, что Украина разная, и одно дело - Донбасс, а другое - Винница, одно - Одесса и совсем другое - Ужгород.
Впрочем, и на Западной Украине, по мнению участников круглого стола, встречаются высокопрофессиональные ученые, имеющие русский настрой, пишущие на русском и лишь печатающие свои работы на украинском, потому что "по-другому было нельзя". На людей, не поддавшихся на националистические внушения, а их немало, можно будет опереться. А с конструктивно настроенными украинскими интеллектуалами и вовсе запускать совместные научные проекты.
P. S.
Черногорию часто называют Украиной по отношению к Сербии. Соцопросы показывают настроенность народных симпатий на Россию, а прозападно настроенная власть при этом "гнет свою линию". Поэтому писатель Милутин Микович считает, что сегодня на Украине происходит столкновение между Россией и целым миром. И это прежде всего борьба за ценности и за истину, за историческую память и аутентичную идентичность. "Мы много претерпели на Балканах, - говорит Микович, - но сквозь драматизм истории осуществляются ценности, народ показывает свое лицо и проявляет национальный гений".