30.03.2022 04:39
Поделиться

Как многодетная мама из Якутии стала укротительницей льда

Выморозчик судов - одна из самых редких профессий. В мире таких специалистов всего около ста. А в Якутии работает единственная женщина, которая владеет технологией выморозки, - Елена Генералова. И характер у нее генеральский, под стать фамилии.
Пресс-служба Ленского объединенного речного пароходства

Одной крановщицей больше

В поселок Жатай, пригород Якутска, Елена Генералова переехала в 2009 году. Из родного села Мегино-Алдан в Томпонском районе молодая женщина с четырьмя детьми просто сбежала - отношения с первым мужем вконец разладились. Ехали наобум, но в поселке речников семейство приняли как родное. Уже на следующий день Елена нашла работу, сняла квартиру и потихоньку начала, по ее словам, "прорываться в люди".

В ее трудовой книжке множество записей: доярка, осеменатор, лаборант, санитарка, мастер цеха по переработке молока и даже повар-кондитер. На каждую специальность отучилась, получила "корочку". Говорит, все это время искала себя. И нашла - на 30-метровой высоте.

- В бегущей строке по телевизору увидела объявление: "Требуются крановщики-женщины". Предпочтение прекрасной половине объясняли тем, что дамы более ответственные и не выпивают. Пришла, а мне говорят: "Детей у тебя много, справишься?". Меня это не смутило: днем работала санитаркой в инфекционной больнице, а вечерами училась, - рассказывает Елена.

Через полгода в судоподъемном цехе Жатайского завода стало одной крановщицей больше. Работа ответственная: от 16 до 32 тонн различного оборудования, запчастей и металлоконструкций нужно правильно поднять и опустить куда надо, ничего не задев. Постоянная концентрация, всегда в напряжении, спина к концу дня отваливается. Если сменщик заболеет, прыгаешь без выходных с крана на кран - навигация не ждет. К тому же большая часть работы приходится на жаркое якутское лето. А когда на улице плюс 30 градусов, в раскаленной кабине все 40 - никакой кондиционер не спасет, даже если бы был.

Лучше всего - в минус 50

За прошедшие 12 лет Генералова успела поработать на всех кранах на слипе (наклонной береговой площадке для спуска судов или подъема их из воды): портальных, козловых, мостовых. Как признается сама, переучиться на плавучие предлагали, но на берегу ей все же лучше.

Сезон у крановщиков длится с ранней весны до осени, но кормить семью надо и в остальное время. Поэтому в 2013 году молодой специалист попросилась в цех выморозки судов - на работу, от которой отказываются даже мужчины.

- Со дня приезда чувствовала себя в Жатае как дома - все поддерживали, протягивали руку помощи, иногда по-тихому, чтобы не обидеть. Но больше всего для нашей семьи сделал тогдашний начальник судоподъемного цеха Сергей Всеволодович Лавров. Выразить ему благодарность у меня слов не хватит: на работу взял, комнату в общежитии дал, ребенка в садик устроил, когда дочь начала ездить на соревнования - помогал с оплатой проезда. А главное - при нем коллектив был очень сплоченным, потому что он умел найти подход к каждому. И в меня поверил, когда на выморозку попросилась: попробуй, мол, если получится, то ради бога, - вспоминает Елена.

Суда на зимовку, которую в Якутии называют отстоем, становятся группой - караваном. В середине декабря вокруг намертво вмерзших в реку махин начинают вырезать ямы - майны, чтобы добраться до винтов и корпуса, освободить их ото льда и отремонтировать. Это и есть выморозка.

Во времена СССР технологию применяли в Сибири, у побережья Белого моря и на Дальнем Востоке. Сейчас - на реках Анадырь, Амур и Енисей. Лучше всего дело идет, когда температура падает до минус 50 градусов: так лед промерзает быстрее и глубже. Потому и прижился такой вид судоремонта в Якутии.

По принципу "капусты"

Облачение выморозчика формируется по принципу "капусты": две пары колготок, футболка, теплая водолазка, штаны с начесом, толстовка с капюшоном, безрукавка, куртка, ватники и валенки. На голове шапка и балаклава - чтобы ледяная крошка не попала в лицо. Работает специалист весь световой день, с 9 до 16 часов, без обеда - потому что, если прервешься, придется полностью переодеваться. А еще у выморозчика всегда с собой термос с чаем - из-за выхлопов от пилы постоянно хочется пить.

Это не просто ручной труд, а ювелирная работа, но с бензопилой и кайлом. Половину времени выморозчик проводит в полусогнутом виде - высота майны в среднем метра полтора. Больше всего страдают колени, ведь пространства для маневра минимум: снизу лед, а сверху механизмы, которые нужно от него освободить. По словам Елены, шишки набиваешь каждый раз, от опыта это не зависит. А уж укорачивать ручку кайла приходится постоянно - с длинной не везде размахнешься.

Свою работу выморозчица с девятилетним стажем в шутку называет фитнесом на свежем воздухе - за месяц энергичных махов кайлом можно скинуть до десяти килограммов.

- В этом году отработала сезон в паре со своим племянником Володей Монасытовым. Стараемся относиться ко всему с юмором. Бывает, не задался день: цепь порвалась, кайло затупилось, пила замерзла. Наша реакция - ну и ладно, будем тогда руками! ТiкТок даже зимой завели, снимали видео о нашей работе, - говорит Елена. - Иногда, чтобы добраться до нужных узлов, прям пируэты выделываешь - одна нога вверху, другая внизу, а тело где-то посередине. Такой контент отлично заходит в соцсетях.

Добавляет, что жизнь всему научит - например, разбирать бензопилу. Впервые пришлось попробовать в этом году, когда агрегат неожиданно начал плеваться бензином. Как оказалось, Google в помощь - и нет ничего невозможного: починила, собрала и пошла работать дальше.

Проснуться знаменитой

Выморозчиков на судоремонтном заводе в поселке Жатай всего 12. За прошедшую зиму они высвободили ото льда 37 судов, четыре из которых на счету бригады Генераловой.

Самое сложное в работе - когда лопается майна. Это может случиться даже у опытных, если пропилил неправильно, угодил кайлом в водный пузырь или рядом проехал большегруз. Возможность заделать прорыв есть в первые несколько минут: в ход идут снег, вата, палки. Но если воду не остановить, нужно хватать инструменты и уносить ноги. Деньги выморозчик получает за каждое судно, поэтому, если "утопил", - начинаешь заново.

Коллектив Ленского объединенного речного пароходства (ЛОРП), где работает Елена, стал для нее семьей не только фигурально. В Жатае она вышла замуж второй раз, супруг Андрей - капитан на речном флоте. В браке у них родилась малышка София, а старшие девочки уже сами создали семьи и подарили маме пятерых внуков. Гордость семьи - средняя дочь Влада, чемпионка Европы по пауэрлифтингу 2018 года.

Узнав, кто Елена по профессии, новые знакомые неизменно спрашивают, зачем ей это. Отвечает философски - такая работа. Как признается сама, сложнее всего в начале сезона, а потом тело привыкает. Втягиваешься - и по накатанной. Играет роль и финансовый аспект - заработок на выморозке неплохой, а в частном доме всегда есть на что потратиться: куры, козы, огород.

После публикации в официальном интернет-аккаунте ЛОРП Елена Генералова проснулась звездой: съемки для телевидения, интервью журналистам и блогерам, фотосъемки. На вопрос, легко ли быть знаменитостью, только отмахивается: "Нескромно это. Если на то пошло - у нас тут все звезды".