Архивисты Поволжья предложили изменить закон о хранении техдокументов

Как спасти техническое наследие? Архивисты Поволжья считают - нужно изменить закон о хранении технических документов. Об этом говорили за "круглым" столом, организованным нижегородским филиалом "РГ", хранители архивов Удмуртии, Кировской и Нижегородской областей. С ними согласились историк, депутат и даже представитель оборонного предприятия.
РГ Приволжье

Далеко не вся техническая и технологическая документация, по которой на промышленных предприятиях в прошлом и даже позапрошлом веке производили выпуск высокотехнологичной (по тем временам) продукции, подлежит обязательному хранению в архивных фондах Российской Федерации.

Далеко не вся - это еще мягко сказано. Например, по словам Анны Семеновой, главного хранителя фондов архива Кировской области, из более чем двух миллионов архивных документов только 23 тысячи - это научно-техническая документация (НТД), чуть больше одного процента. Заместитель председателя комитета по делам архивов при правительстве Удмуртской Республики Юрий Красноперов сообщил, что им за последние годы с трудом удалось сохранить более 22 тысяч единиц хранения НТД. В Нижегородской области ситуация получше, потому что еще в 90-е годы прошлого века здесь создали специализированный архив, в котором сейчас находятся 265 тысяч единиц хранения.

- Я столкнулся с ситуацией, когда в архиве не могу найти чертежи. Есть фото, документы, заводская переписка, но именно инженерной проектной документации практически найти невозможно, - рассказывает Кирилл Кудряшов, историк науки и техники. - В Нижнем Новгороде ничего не нашли, в Центральном государственном архиве научно-технической документации тоже. Подавляющее большинство чертежей туда не попадало.

Речь, естественно, идет об открытых материалах, поскольку предприятия и КБ, работающие по заказу Министерства обороны РФ, передают свои документы заказчику, у которого вся документация и хранится под соответствующим грифом секретности. И эта документация автоматически становится собственностью Министерства обороны.

А несекретная документация остается на предприятиях, поскольку у них нет обязанности передавать ее в архивы. Но поработать с ней удается в редких случаях. "Только имея там друзей, можно нелегально или полулегально получить к ним доступ", - сетует Кирилл Кудряшов. К тому же, по его словам, чертежи, например, полувековой давности еще можно найти, а проектную документацию последнего десятилетия - нет.

Контора умерла, чертежи из закрытого офиса отправили на помойку, и концов уже не найти. Это, к сожалению, стандартная по нынешним временам ситуация. В лучшем случае не выбросят, а навалят в грузовик и привезут в архив - разбирайтесь, дескать, сами. Начальник комитета по делам архивов Нижегородской области Борис Пудалов вспомнил, как однажды к ним доставили пять (!) КамАЗов документов. При этом никто не озаботился их подготовкой к размещению в архивах. С одной стороны, на предприятиях нет специалистов архивного дела, а с другой - в архивах нет "технарей". Правда, бывают отдельные исключения.

- Однажды мой коллега посрамил музейщиков авиационного завода "Сокол", - вспоминает Борис Пудалов. - Он представил чертежи, доказывающие, что в модели истребителя И-16 они поставили патрубок не с той стороны, где он должен быть в указанной модификации. Курьез, конечно, но есть повод задуматься.

На самом деле инженерное и технологическое наследие - это не только история и знание, с какой стороны фюзеляжа должен стоять патрубок. Недаром же японцы, как говорят, выкупили все номера журнала "Техника - молодежи" начиная с 30-х годов.

В свете этого сохранение НТД - это не только забота о тех, кто соберется через много лет "изобрести велосипед". Документация нужна для сохранения инженерных, конструкторских, технологических решений России. Но зачастую новые владельцы документации думают о менее высоких материях.

- Многие заводы оказывались под конкурсным управлением, и для них НТД не представляла ровно никакого интереса. А если и представляла, то исключительно как элемент собственности, - говорит Дмитрий Мусин, советник генерального директора АО "Нижегородский машиностроительный завод" концерна ВКО "Алмаз-Антей". - Не исключено, что на западных аукционах мы вполне можем найти целые комплекты документации, украденной с наших предприятий и тайно вывезенных за пределы Российской Федерации.

Дмитрий Мусин знает эту проблему хорошо. "Во времена моей службы в структуре Росохранкультуры у нас была поставлена работа по мониторингу западных аукционов на предмет поиска похищенных ценностей. И мы находили иконы, картины и возвращали их на территорию РФ. У меня нет никаких сомнений, что по линии архивных документов это тоже необходимо делать. Правда, пока неясно, кто и как должен это делать", - говорит он.

Дмитрий Мусин (в центре): "Во времена моей службы в структуре Росохранкультуры у нас была поставлена работа по мониторингу западных аукционов на предмет поиска похищенных ценностей. У меня нет никаких сомнений, что по линии архивных документов это тоже необходимо делать". Фото: Андрей Чугунов/РГ

Сергей Васильев, председатель совета АНО "Совет стратегических инициатив", руководитель общественной приемной комитета по обороне Госдумы в Нижегородской области, с сожалением констатировал, что сегодня научно-техническая документация сосредоточена не в государственных структурах, а в публичных обществах, которые НТД в архивы могут передавать только добровольно.

- Я бы объявил бы всю научно-техническую документацию исторической ценностью Российской Федерации. И надо вносить изменения в закон. Например, взять из 73-ФЗ принцип презумпции сохранения, - предложил он.

В итоге разговора в нижегородском филиале "РГ" специалисты и общественники сформулировали основные проблемы в деле сохранения НТД, которые требуют скорейшего решения. Во-первых, необходимо создать в регионах специализированные архивы (в ПФО такой есть только в Нижегородской области). Во-вторых, архивное законодательство требует определенной корректировки в части обязательности хранения НТД. В-третьих, нужно организовать обучение специалистов как в самих архивах, так и на предприятиях, которые смогут профессионально готовить документы к хранению. И, естественно, на все это нужны деньги.

- Это наша историческая ценность, давайте ее сохранять всяческими возможными путями, - резюмировал Сергей Васильев и пообещал результаты разговора довести до сведения депутатов Госдумы.