В Башкирии выросло число случаев мошенничества в отношении пожилых людей

"А если бы на моем месте была твоя мама? Если бы ей позвонили и сказали, что ее деньги пытаются украсть? Ее удар хватил бы, да?" - попыталась я достучаться до совести очередного позвонившего мне афериста. Судя по голосу, это был молодой человек. На том конце трубки повисла тишина, а потом пошли короткие гудки. Скорее всего, он сразу набрал номер следующей потенциальной жертвы. Ничего личного - просто работа, работа мошенника, который ежедневно пытается украсть чужие деньги. И неважно у кого: бедного или богатого, молодого или пожилого. Последние особенно часто остаются не только без средств к существованию, но и веры в честность людей.
Петр Коннов/РГ

Человек советской закалки

82-летний Станислав Евгеньевич (имя изменено по его просьбе) пришел к нам в редакцию не для того, чтобы жаловаться и просить привлечь внимание к его проблеме. Он искал, где можно напечатать очередное заявление в полицию. Интеллигентный подтянутый дедушка с печальными глазами, которые, пока он рассказывал свою историю, то и дело наполнялись слезами обиды:

- Если мои родные и друзья узнают, что я попал в такую историю и отдал аферистам 500 тысяч рублей, скажут: "Дурак, ты, дедушка!" Мне стыдно, что попался на уловку, это ведь были мои похоронные, все, что я накопил за свою жизнь...

Станислав Евгеньевич - человек советской закалки, бывший научный работник, привыкший верить и помогать людям, а тем более правоохранительным органам. Поэтому когда летним вечером 2021 года ему позвонили на мобильный телефон якобы "сотрудники МВД Москвы" и сообщили, что "расследуют" дело о попытке хищения со счета пенсионера более 50 тысяч рублей, он поверил. Как на духу рассказал, в каком банке у него счет и согласился помогать в операции по "задержанию воров". Аферисты убедили Станислава Евгеньевича, что для этого нужно снять деньги со счета (типа в банке ему дадут меченые купюры), а потом перевести их на определенный номер телефона. Вернуть всю сумму обещали после "окончания следственных действий". Но якобы "операция" секретная, о ней нельзя никому рассказывать, а за разглашение могут привлечь к ответственности. Пенсионер ничего не сказал ни дочери, ни друзьям.

А утром опять звонок. Тот же самый "старший лейтенант" предупредил, что возле банка Станислава Евгеньевича встретят "агенты", проводят к банкоматам. Но на улице пенсионеру стало плохо. Случайные, а может, и неслучайные прохожие вызвали "скорую". Но даже плохое самочувствие не остановило мужчину: немного придя в себя, он двинулся в банк, где в точности исполнил все, что ему говорил по телефону "лжеследователь": снял деньги и положил их на чужой счет. На это ушло достаточно много времени, так как пенсионер никогда ранее не имел дела с банкоматами, но аферист был терпеливым и четко руководил действиями своей жертвы по телефону.

Только когда банкомат распечатал чек, а человек на другом конце трубки посоветовал нести его в полицию, Станислав Евгеньевич понял: его обманули. Он уже не помнит, как дошел до дома, ему было очень плохо. Почти месяц мужчина пролежал в постели, ругая себя за доверчивость, и лишь потом обратился в полицию.

- Мне до сих пор периодически звонят мошенники, но теперь у меня взять нечего, о чем я им откровенно говорю, - сетует Станислав Евгеньевич.

Установить личности преступников пока не удалось.

Найти преступника

К сожалению, история бывшего научного сотрудника - не уникальна. Практически ежедневно жители республики становятся жертвами мошенников. Поймать последователей Остапа Бендера сложное, но не безнадежное дело. По данным пресс-службы МВД Башкирии, с начала года раскрыто более 300 преступлений, связанных с дистанционным мошенничеством и кражами с банковских карт. По этим уголовным делам проходят более 250 подозреваемых, некоторым инкриминируют по несколько эпизодов.

Так, к примеру, в начале марта полицейские задержали 30-летнего жителя Челябинской области, подозреваемого в мошенничестве с использованием популярной преступной схемы. Его жертвой стала жительница Нефтекамска. Женщине по телефону сообщили, что ее сын якобы совершил ДТП и что для освобождения его от ответственности, необходимо заплатить крупную сумму. Любящая мать собрала все имеющиеся деньги - 360 тысяч рублей - и отдала их подъехавшему к дому водителю. Только после этого женщина позвонила сыну, поняла, что ее обманули, и обратилась в полицию.

Сотрудники уголовного розыска вышли на след человека, забравшего деньги. Им оказался таксист. Его ввели в заблуждение: мошенник по телефону сказал ему, что попал в аварию, и попросил помочь забрать деньги у мамы и переслать на его счет.

Вскоре полицейские установили, что деньги обналичены в Челябинске, а затем по камерам видеонаблюдения вычислили подозреваемого. Он признал вину и полностью возместил причиненный ущерб. Как выяснилось, он уже был ранее судим за мошенничество. Сейчас правоохранители проверяют его причастность к другим подобным аферам.

Кстати, раскрыть преступление удалось, в том числе и благодаря тому, что пострадавшая сразу обратилась в полицию. Но, учитывая, как тяжело пожилые люди переносят любой обман, с ними лучше работать на профилактику.

Предупрежден - значит вооружен

В республике периодически проводят специальные курсы по финансовой грамотности пенсионеров. Но такие занятия обычно проходят в столице республики и достаточно редко в селах.

- Пожилые граждане попадают на крючок к аферистам прежде всего из-за своей доверчивости и отсутствия информации. Поэтому наши соцработники регулярно проводят беседы со своими подопечными на эту тему, но не всегда это помогает. Что уж говорить, если молодые люди идут на поводу аферистов, уловки которых с каждым годом становятся все более изощренными, - говорит директор центра социального обслуживания населения "Доброе дело" Елена Габдрахимова.

В 2019-2020 годах сотрудники центра реализовывали на северо-западе республики проект "Азбука безопасности пожилого человека". Это были выездные семинары по сельским поселениям и городам.

- Юристы, сотрудники полиции и МЧС рассказывали пенсионерам, как себя вести в той или иной ситуации, какие бывают виды мошенничества, как себя уберечь от обмана и сохранить жизнь, здоровье и имущество. Слушателями семинаров стали более тысячи бабушек и дедушек, - рассказала Елена Габдрахимова.

По ее словам, проект имел хороший эффект. Главное - пенсионеры узнали, куда обращаться в случае той или иной проблемы. Каждому слушателю вручили буклеты и памятки с контактными телефонами. Только вот проект завершился, а проблема осталась.

Компетентно

Гузель Резяпова, руководитель студии переговоров и ораторского мастерства "Театр слова":

- Как правило, у телефонных мошенников излишне бодрые жизнерадостные голоса, сразу чувствуется, они на кураже. Таким образом обманщики пытаются заглушить совесть. Чаще всего это мужчины в возрасте 20 - 30 лет, которые, не заикаясь, говорят заученный текст.

Чтобы не попасть в их сети, лучше всего не отвечать на звонки с незнакомых номеров телефонов. Но если ответили, то сначала молча выслушать. Если сообщение вас поразило и выбило из колеи (например, сказали, что ваш ребенок совершил ДТП), сделать как минимум пять медленных вдохов и выдохов. После этого можно идти в наступление и задать как можно больше уточняющих вопросов: как это произошло? Где? Ваши полные данные, как связаться с руководством? И так далее... Обычно под шквалом вопросов мошенники просто бросают трубку. Но даже если этого не произошло, советую, сказать, что вам нужно время подумать до следующего дня и послушать реакцию. Запомните, все, что связано со срочностью, не следует воспринимать серьезно. Любую информацию стоит перепроверить и обсудить с детьми и друзьями. Поверьте, что сотрудники правоохранительных органов, сообщая по телефону о каком-то происшествии или ДТП, не будут требовать у вас денег. Это делают только аферисты.