Станислав, такое ощущение, что в последние годы страну просто захлестнул вал мошенничеств. Жертвой может оказаться каждый, и не стоит думать: "Уж меня-то это точно не коснется". Что говорят ваши клиенты? На что больше всего жалуются?
Станислав Савчук: Ситуация действительно катастрофическая. По данным правоохранительных органов, в прошлом году преступники из интернета украли у жителей Красноярского края более одного миллиарда рублей! И это только подтвержденные данные, официальная статистика. А сколько тех, кто не пошел в полицию с заявлением, решив, что ему уже ничем не помогут?.. Наша горячая линия родилась из проекта Народного фронта "За права заемщиков", и мы буквально с первых дней поняли, насколько она востребована. Мошенники становятся все наглее, не стесняются никого и ничего, не боятся осуждения. Вообще ничего не боятся, даже закона. Я общался с такими, на вопрос, не стыдно ли им грабить стариков, смеются в лицо: "А они сами согласились нам деньги отдать, для нас это просто работа". Да и жульнических схем становится все больше, попасться на удочку может каждый, даже тот, кто считает себя стреляным воробьем. Поэтому наши юристы дают необходимые консультации, разумеется, бесплатно. Оказывают первичную помощь, помогают с обращениями в полицию, если необходимо, направляют к специалистам по дальнейшему сопровождению - когда дело доходит, например, до суда. Мы всегда на связи, днем и ночью.
И в самом деле, бывают ночные звонки?
Станислав Савчук: Глубокой ночью еще не было, а вот в 11 вечера - обычное дело. Мошенники любят тревожить своих жертв поздно вечером или рано утром. Чистая психология - в это время суток человек меньше ожидает подвоха, он не готов давать отпор. Да вот случай из собственной жизни. Сплю, звонит телефон. Беру трубку, на том конце мама рыдает: "Где ты, что с тобой случилось?!" Дальше угадаете? Да-да, начали разбираться, оказалось, ей только что позвонил "следователь", мол, ваш сын сбил человека. Ну и далее - "мой" голос в трубке, умоляющий помочь. Самым сложным оказалось разубедить маму, что это не я с ней только что разговаривал. Не верила: "Я же твой голос знаю, это точно был ты!"
И вот тут мы подходим к интересному моменту. Технологии совершенствуются, и преступники, разумеется, берут это "на карандаш". Иными словами, незадолго до атаки на родных звонят тебе с невинным вопросом, вроде "Алло, это парикмахерская?". А когда им отвечаешь, записывают твой тембр голоса и потом подбирают похожий. Кстати, еще и поэтому я бы посоветовал людям, которые любят дразнить, или, как сейчас говорят, "троллить" мошенников по телефону, от этого воздержаться. Они запишут ваш голос, и кто знает, где и когда он всплывет.
В общем, в итоге у меня все разрешилось благополучно, и денег преступники, конечно же, не дождались. А вот мама моего коллеги, грамотного юриста, поверила в "развод" и лишилась 70 тысяч рублей…
По каким видам мошенничеств приходится консультировать людей чаще всего?
Станислав Савчук: По самым разным. Много звонков связаны с так называемым бытовым мошенничеством, когда люди ходят по квартирам и продают грошовые наборы посуды или счетчики за бешеные деньги. Вот недавно обратился дедушка. Пришел к нему мужчина, представился сотрудником Горводоканала и предложил бесплатно проверить счетчики и трубы. Дедушка, конечно, согласился. А по итогам проверки выяснилось, что два шланга "нуждаются в замене". Дальше - как всегда. "Сотрудник" начал давить, дескать, сейчас вы можете купить их у нас всего за 16 тысяч рублей, потом это выйдет значительно дороже… И все - дедушка подписал договор и выложил деньги. Формально к аферисту претензий нет: клиент ведь сам согласился! А по совести? Понятно, что его ввели в заблуждение, не предоставив полную информацию.
Другая больная тема связана с автосалонами. Этот вид обмана пришел в наш регион относительно недавно. В чем суть? Какой-нибудь автосалон размещает на своем сайте завлекательную информацию. Мол, есть у них в продаже автомобиль, скажем, "Лада", абсолютно новый, без пробега, 2022 года, все цвета, полная комплектация, а цена на 40 процентов меньше, чем у дилеров! Обрадованный клиент, конечно, звонит, его приглашают приехать… А при личной встрече начинается другая история. Оказывается, "чудо-авто" уже нет, причины этого называются самые разные. Но! Есть другая машина, которая "как будто вас дожидалась". Если клиент сомневается, стоит ли ему оформлять сделку, начинается жесткое давление: "Как же так, мы ведь уже почти договорились, если откажетесь, придется внести вас в черный список, и ни в одном банке вам кредита больше никогда не дадут!" Понятно, что это полная чепуха, но люди, которые сейчас в своем большинстве закредитованы сверх меры, пугаются. И в итоге платят огромные деньги за "убитую" развалюху, которой место на свалке.
Но и на этом дело не заканчивается. Договор, заключенный между автосалоном и покупателем, как правило, навязывает последнему множество ненужных и очень дорогих услуг, от которых впоследствии не так просто избавиться. Пострадавших по такой схеме обмана очень, очень много. И что печально, к подобной афере в последнее время начали прибегать даже автосалоны, еще недавно работавшие по-честному…
Звонят по вопросам с банковскими кредитами, с выплатами микрофинансовым организациям - по всем тем случаем, когда человек попадает в долговую кабалу. Много историй с недобросовестными юридическими конторами, которые заманивают людей, обещая банкротство или пересчет пенсии, но в итоге ничего не делают. Увы, должен констатировать: главная беда нашего общества - финансовая неграмотность. Оказывать людям доверие, конечно, дело хорошее, но хотя бы договор, который вы подписываете, надо читать! А многие и этого не делают. Друзья мои, так нельзя!
Что посоветуете нашим читателям?
Станислав Савчук: Главный совет таков: не торопиться с принятием решения. Думайте, тщательно проверяйте информацию, будьте бдительны, не позволяйте себя обмануть.