Зрители видят на сцене историю учительницы английского языка Татьяны из небольшого городка Бугульма. Она вдова, мечтающая о романтическом герое вроде Микки Рурка из "9 ? недель" и воспитывающая сына-подростка. Однажды узнает, что в родной город приезжает бывший одноклассник, ставший героем-космонавтом. Татьяна сидела с Сережей за одной партой и даже сохранила подаренный им обломок карандаша. Так рождается мечта о новой счастливой жизни.
В 2020 году пьеса, в которой, по словам Житковского, сошлось несколько почти реальных историй, стала победителем Международного конкурса современной драматургии "Исходное событие - XXI век". До Барнаула "Космос" успели поставить в театре города Лысьва Пермской области.
- В нашей стране спектакли о нелегкой женской судьбе всегда будут иметь успех. Эта пьеса работает сразу с несколькими мифами. Космонавт - отдельное понятие в нашем сознании. Это абсолютная величина. И стать космонавтом, да еще после того, как над тобой издевались в школе, - это просто обмануть судьбу. Все это мифы - одиночество, ранние смерти одноклассников в лихие девяностые, школа с учительницей английского. Английский язык - это тоже своего рода миф о возможности уехать за рубеж, увидеть огромный мир. Мне кажется, Дима поймал эти отголоски мифов, и они все нашли сценическое воплощение, - отметил еще в ходе творческой лаборатории ее куратор, театральный критик Олег Лоевский.
В Лысьвенском театре драмы "Космос", по словам Житковского, получился очень камерным, лиричным, сфокусированном на внутренних переживаниях героини. А в барнаульской версии спектакль дает повод задуматься о том, в плену каких мифов мы живем. Почему мы в них верим? Почему мертвые не дают наслаждаться жизнью живым? Почему, выбирая учительскую стезю, человек вынужден многим жертвовать? Почему телевизор для многих из нас стал единственным окном в огромный мир? Почему беда нас ничему не учит? Почему можно стать счастливым, лишь улетев в космос?
В постановке Дмитрия Акимова можно увидеть перекличку и с фильмами Алексея Балабанова, и с "Солярисом" Андрея Тарковского с его знаменитым: "Человеку нужен человек".
В финале спектакля зал замирает, услышав, как сын героини, потерявшей мужа в одном из локальных конфликтов девяностых годов, объявляет о своем решении служить в армии: "Там все нормально, дедовщины сейчас нет, не стреляют". После премьеры люди даже спрашивали, была ли дописана концовка сегодня. И получали отрицательный ответ.
- То, что сейчас с нами происходит, уходит корнями в давнее и недавнее прошлое, очень травматичное. Мы переживаем бесконечные посттравматические синдромы. Моя пьеса, написанная два года назад, посвящена событиям, которые закончились четверть века назад, и мне очень не нравится, что они вновь становятся актуальными. Это ненормально. Что-то не то с нашим обществом и нашим сознанием, полностью мифологическим, и я не знаю, что с этим делать, - подчеркнул Алексей Житковский.
У режиссера Дмитрия Акимова уже есть договоренность с краевым театром драмы о постановке в мае на большой сцене спектакля "Кое-что об этом самом и не только" по пьесе Дмитрия Калинина.
- Это пьеса опять же про космос, - улыбается режиссер. - Про то, как дети строят звездолет, чтобы полететь на Марс и увидеть, как розовые верблюды едят голубые колючки. Сейчас вообще надо ставить пьесы о любви, как раз этого чувства нам всем не хватает. Когда в мире мало любви, ее место занимает ненависть.