Всего в Петербурге заключено восемь тысяч договоров аренды и размещения нестационарных торговых объектов (НТО). Причем к ним относятся не только точки продаж, но и небольшие кафе, автосервисы, пункты оказания бытовых услуг. Надо отметить, что сюда не входят явные нелегалы, которые вообще никогда не имели никаких договоров. Такие незаконные объекты городской комитет по контролю за имуществом десятками ликвидирует в ходе рейдов, и добросовестные предприниматели это только приветствуют.
Но есть НТО, по которым сроки аренды истекли, а продлевать их город отказывается, при этом плата за пользование земельным участком внесена авансом. Распространенная ситуация: торговая точка работает уже многие годы, требования к таким объектам за это время изменились и она перестала им соответствовать. Ряд споров рассматривают суды. Предприниматели просили город не спешить со сносом объектов в подобных случаях, поскольку сейчас очень важно сохранить рабочие места, а также оставить горожанам возможность покупать товары в привычных местах.
В итоге для поддержки бизнеса город приостановил освобождение участков от объектов, которые продолжают работать после прекращения договоров аренды или размещения НТО, отмечает председатель региональной общественной организации "Содействие малому бизнесу" Янина Гришина. Мораторий распространяется и на павильоны, не соответствующие актуальным требованиям к их размерам. При этом у владельцев не должно быть задолженности и других нарушений.
Но пока готовилось соответствующее постановление, предприниматели продолжали получать предписания о сносе объектов, отвечающих условиям моратория. После многочисленных жалоб и обращений было решено рассматривать каждый случай на специальной рабочей группе.
Тем временем вышло постановление правительства РФ, в котором указано, что действие договоров размещения НТО на участках, находящихся в госсобственности, следует продлить на семь лет без проведения торгов. Но в документе также отмечается, что региональные власти вправе устанавливать иные сроки размещения.
- Субъекты РФ могут этот срок менять - условно говоря, увеличить до ста лет или сократить до одного дня. Но крайне важно, чтобы он совпадал с установленным правительством РФ, - полагает глава совета Союза малых предприятий Санкт-Петербурга Владимир Меньшиков. - От этого выиграют все: государство будет получать арендные ставки, у бизнеса останется островок стабильности, а люди продолжат покупать товары и пользоваться услугами. При этом снос нелегальных торговых точек, наоборот, следует ускорить, поскольку они продают непонятно что и не способствуют здоровой конкуренции.
Что касается бизнеса, работающего в торговых центрах, то его представители предлагают зафиксировать курс аренды в рублях или предоставить скидки. К примеру, из крупнейшего ТРЦ Петербурга ушли десятки мировых брендов, посетителей стало меньше, и владельцы так называемых островков боятся, что им в итоге придется платить за всех. Для борьбы за свои права они даже готовы создать профсоюз.
- Все, что привязано к доллару, но не является товарной поставкой, должно быть переведено в рубли по курсу на 1 февраля 2022 года, - считает председатель совета директоров АО "Планета увлечений" Борис Кац. - Это будет справедливо, поскольку нынешний рост курса никто не прогнозировал. Нет поводов брать ставку аренды в валюте за торговый центр, построенный много лет назад на рубли. В итоге предприниматели сейчас получают счета в полтора раза выше, чем в прошлые месяцы.
Представители МСП также сетуют на то, что пени за невыполнение обязательств рассчитываются по ставке ЦБ, которая возросла до 20 процентов. В быстро меняющейся ситуации у предпринимателя может возникнуть кассовый разрыв, но если он вовремя не заплатит налоги, то штрафы в итоге будут очень высокими, сетуют представители бизнеса. К ставке ЦБ также привязано огромное количество кредитов с плавающей ставкой, что также вызывает сложности с платежами. Предприниматели считают, что мораторий на изменение ставок по выданным кредитам сильно облегчил бы им жизнь в непростое время.
Еще одна проблема - высокая комиссия за эквайринг, то есть обслуживание безналичной оплаты товаров и услуг банковскими картами. Себестоимость этого процесса составляет всего 0,1 процента, а фактически берут до трех процентов.
- Прежде банки оправдывали это необходимостью платить зарубежным платежным системам. Но они ушли с российского рынка, им больше не платят, а высокие ставки остались. Их устанавливают частные компании, по сути, это квазиналог в их пользу. При этом предприниматель не может отказаться от приема банковских карт у покупателей, - пояснил Борис Кац.
Отчасти проблема уже решилась: ЦБ ограничил максимальный размер эквайринговых комиссий на уровне одного процента с 18 апреля по 31 августа 2022 года. Но это касается только компаний, которые предлагают социально значимые товары или услуги, и только оплаты по картам "Мир".
Представители ретейла полагают, что остроту ситуации, в которой они оказались, вполне можно сгладить адресными мерами поддержки.