- Скоро будет 18 лет, как я работаю на Октябрьской железной дороге, и здесь всегда были развиты волонтерство и добровольчество, - рассказывает Ксения Двоянова. Сейчас она работает в дирекции ОЖД, а начинала связистом. - Я как-то сразу влилась в это движение. Так сложилось, что я всегда кому-то помогала: пожилым соседям, бабушкам на улице. Поэтому, когда узнала про волонтерские проекты ОЖД, сразу же стала в них участвовать.
Ксения "волонтерит" каждый день. На мероприятия, как правило, берет с собой дочь.
- Она сейчас в подростковом возрасте, помогает мне. Вдвоем у нас получается сделать больше, - говорит Ксения Двоянова.
Волонтерских мероприятий на Октябрьской железной дороге довольно много. Сотрудники ОЖД проводят целую серию акций, связанных с Великой Победой. Например, десятки добровольцев каждый год участвуют в организации историко-театральной реконструкции прихода первого поезда после прорыва блокады Ленинграда, которая собирает тысячи зрителей.
Он прибыл на Финляндский вокзал 7 февраля 1943 года, и именно с возобновлением железнодорожного движения снабжение города стало нормализовываться. Также добровольцы заняты в реконструкции событий и обустройстве динамической экспозиции железнодорожной ретротехники. Конечно, участвуют в возложении цветов на Пискаревском кладбище в памятные даты, идут в Бессмертном полку, а также навещают ветеранов, жителей блокадного Ленинграда, узников фашистских концлагерей, тружеников тыла.
Волонтеры ОЖД поддерживают детские дома и центры социального обслуживания, передают предметы первой необходимости пожилым в рамках акции "Старость в радость". Чтобы скрасить досуг обитателям интернатов, волонтеры пишут им письма, участвуя в акции "Внуки по переписке". Шефствуют и над малообеспеченными семьями с детьми, в частности, помогают им собрать канцелярские принадлежности к школе.
А еще добровольцы проводят акции по безопасности на железнодорожном транспорте. Например, обходят школы и рассказывают, как вести себя вблизи объектов железнодорожной инфраструктуры, или напоминают водителям о правилах безопасного пересечения железнодорожных переездов.
При проведении знаковых для железной дороги акций без волонтеров тоже никуда. Например, когда поезд Деда Мороза курсирует по городам России, волонтеры помогают горожанам встретиться с главным новогодним волшебником. А еще помощь оказывается приютам для животных. Кроме того, добровольцы-железнодорожники регулярно участвуют в акциях, популяризирующих здоровый образ жизни.
Два последних года волонтеры активно помогают ветеранам железной дороги продуктами и лекарствами. Вообще-то ветеранов железной дороги опекали и до пандемии: их поздравляли с праздниками и юбилеями, нуждающимся приносили лекарства, помогали с решением бытовых вопросов. Когда пришел коронавирус, все это стало еще более востребовано.
Ветераны железной дороги, когда выходят на пенсию, как правило, не теряют контакта со своей прежней работой. С ними регулярно выходят на связь представители дирекции социальной сферы, Совета ветеранов, профсоюза или кадровых подразделений дороги. Именно работники дирекции социальной сферы и отдела кадров, когда началась пандемия, передавали советам ветеранов данные о работе волонтерских штабов, контакты для связи с добровольцами. Ну а дальше представители советов обзванивали свои участки и рассказывали, что можно обратиться к волонтерам, что это не люди с улицы, а их молодые коллеги. Такая схема позволяет самим ветеранам-железнодорожникам полностью доверять волонтерам, ведь пожилые люди не всегда знают, в какие общественные организации обращаться за помощью, либо боятся, что могут столкнуться с обманом. Сейчас, хотя пандемия вроде как начинает отступать, работа добровольцев не прекращается: многие пожилые граждане так тяжело перенесли болезнь, что у них до сих пор нет сил выйти в магазин.
Элла Исаковна Кузьмина живет в Твери, возглавляет местную ячейку ветеранской организации. Пенсионерка признается: в первую очередь к волонтерам она обращалась даже не из страха самой заразиться при походе в магазин, а потому что сумки тяжелые.
- Я живу на пятом этаже, дом без лифта. В магазин выбираюсь редко, поэтому покупаю много. Обычно езжу на такси. Но когда подъезжаю к дому, то, бывает, жду соседей у подъезда, поскольку сама поднять покупки не могу. Волонтеры же все доносят до квартиры, - рассказывает Элла Исаковна.
Светлана Павловна Иванова из Петербурга к помощи добровольцев прибегала, когда не могла сама выйти из дома, готовилась к операции.
- Все очень удобно устроено. Мне дали три номера телефона: один для каких-то бытовых вопросов, другой - для медицинских, например, если нужно найти какое-то лекарство, и третий - для всех остальных проблем. Люди очень отзывчивые, трубку берут сразу, помогают, подсказывают. Это очень важно, к ним всегда можно обратиться, - говорит Светлана Павловна.
Светлана Павловна, Элла Исаковна и другие пенсионеры-железнодорожники с тревогой ждут окончания пандемии. А вдруг такой удобный формат взаимодействия с волонтерами уйдет в прошлое? Но Михаил Обухов, председатель комитета по молодежной политике Санкт-Петербургского региона ОЖД, рассказал "РГ", что эти тревоги напрасны: волонтеры по-прежнему будут выезжать к ветеранам-железнодорожникам и оказывать им необходимую помощь. Он работает инженером в дирекции скоростного сообщения и волонтерством занимается несколько лет.
- Даже когда пандемия отступит, людям все равно нужно будет помогать привезти лекарства из аптеки на другом конце города или же донести покупки до квартиры, - отмечает Михаил.
А еще волонтеры ОЖД оказывают помощь коллегам, попавшим в сложную жизненную ситуацию. И даже те, кто волонтерством сами не занимаются, знают, что их не оставят один на один с бедой.
- У одного нашего сотрудника тяжело заболела дочь. Врачи выявили онкологию, причем сразу в четвертой стадии. Девочку поместили в стационар, и мы буквально за два часа собрали средства на планшет, передали ей в больницу. Потом в течение двух недель собрали около двух миллионов рублей, которые требовались на лечение и реабилитацию, - рассказывает Ксения Двоянова.
Отец впоследствии представил все документы, подтверждающие факт лечения, но когда помощь требовалась немедленно, никто не заставлял измученного из-за болезни дочери родителя собирать бесчисленное количество справок.
- У нас нет никакой бюрократии. Если мы знаем, что человеку нужна поддержка, то оказываем ее, - отмечает Ксения.
Волонтеры также собирают гуманитарную помощь для вынужденных переселенцев из Донбасса.
- Мы собрали несколько крупных партий гуманитарной помощи с продуктами, средствами гигиены, товарами для детей, - говорит Михаил Обухов. - Большую помощь оказали торговые сети.
Из-за ажиотажа, связанного с некоторыми продуктами, в магазинах ввели ограничения: выдавали не более десяти единиц товара в одни руки. А партии гуманитарной помощи получались большими. Волонтеры обратились к администрациям торговых сетей, объяснили ситуацию - и везде пошли навстречу: покупки были собраны и подготовлены, добровольцам осталось только забрать все на кассе и направить нуждающимся.
В штабе волонтеров отмечают, что гуманитарную помощь для жителей ДНР и ЛНР железнодорожники планируют собирать и дальше. "Мы привыкли поддерживать тех, кто оказался в беде, и будем оказывать помощь столько, сколько это потребуется", - отмечают волонтеры.
Пенсионеры-железнодорожники могут обращаться на горячую линию Октябрьской железой дороги для получения помощи. Прием заявок осуществляется круглосуточно по номеру телефона 8 (900) 630-44-04.
Также создана горячая линия для приема обращений от пенсионеров-железнодорожников по вопросам оказания медицинской помощи Октябрьской дирекцией здравоохранения. Круглосуточный телефон для обращений 8 (921) 578-16-80.
В ОЖД действуют пять волонтерских отрядов В состав добровольческих объединений, которые действуют во всех регионах ОЖД от Мурманска до Москвы, входит 215 работников из 38 подразделений полигона дороги и Дорпрофжел - профсоюза железнодорожников. В 2022 году помощь уже получили 386 пенсионеров. Помимо закупки продуктов и лекарств, волонтеры помогают оформить компенсации и выплаты по соцпрограммам или обращения в различные инстанции.