30.03.2022 17:30

В Петербурге ученые сделали рентген скифской мумии из Тувы

Петербургские ученые с помощью созданного ими портативного микрофокусного рентгеновского аппарата исследовали одну из находок, найденную 33 года назад в Туве. Тогда среди прочих артефактов на берегу Енисея были обнаружены частично мумифицированные останки скифской девочки. Она лежала в деревянной колоде с необычным инвентарем - богатой экипировкой воина, характерной для мужских погребений.

Сам способ использования рентгеновских лучей и компьютерной томографии для изучения подобных находок, конечно, не нов. Многие лаборатории, в чьем распоряжении находится необходимое оборудование, охотно проводят подобные научные исследования. Но в данном случае дело осложнялось невозможностью вывезти мумию погребенной скифской девочки из музея. Поэтому более детально изучить экспонат, хранящийся сейчас в запасниках Института археологии РАН, ученые долгое время не могли.

Помог прибор РАП-100 М, разработанный петербургским малым предприятием "ЭЛТЕХ-Мед" . Установку доставили в музей и сделали несколько рентгеновских снимков отдельных частей тела мумии в разных проекциях. Полученные данные обрабатывались с помощью отечественного программного обеспечения.

- Такие портативные рентгеновские аппараты можно использовать в любых вариантах, например, при авариях на дороге, когда надо срочно посмотреть, где у пострадавшего может быть перелом, - говорит ассистент кафедры электронных приборов и устройств Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета (СПбГЭТУ "ЛЭТИ") Николай Староверов. - А в случае исследования объектов культуры или истории у аппарата просто неограниченные возможности. Мы исследуем палеонтологические, зоологические, геологические образцы, произведения искусства, не говоря уже о стандартных исследованиях, которые производят в любой лаборатории.

В результате исследователи смогли получить новую информацию о населении, которое обитало на территории Тувы в те времена. Аппаратура помогла с большой точностью определить возраст скифской девочки, в котором ее настигла гибель. Снимки челюсти свидетельствуют, что на тот момент ей было шесть-семь лет и она страдала от рахита.

- Мы смогли обнаружить артефакты, незаметные при поверхностном осмотре, - говорит Староверов. - Например, нож и металлическое кольцо на пальце у девочки. Эти и другие детали ценны для археологической науки.

Сейчас петербургские ученые создают передвижные рентген-установки для исследования семян. Недавно принятые ГОСТы требуют от аграриев соблюдения определенных правил, касающихся посевного материала. Поэтому новая разработка ученых тоже не останется без внимания.

Прямая речь

Мария Медникова, ведущий научный сотрудник Института археологии РАН, доктор исторических наук:

- Нам удалось определить биологический возраст ребенка (около семи лет), определить параметры физического развития, оценить присутствие так называемых индикаторов физиологического стресса. А в лаборатории исторической генетики МФТИ были определены пол ребенка и митохондриальная гаплогруппа, указывающая на азиатское происхождение девочки.