30.03.2022 15:10
Поделиться

Как добровольцы в Севастополе помогают трудным подросткам

Закон "О наставничестве над несовершеннолетними" вступил в силу в Севастополе. "РГ" узнала, чем он поможет волонтерам, которые уже несколько лет занимаются трудными подростками.

Как сообщили "РГ" в прокуратуре Севастополя, за 2021 год несовершеннолетние совершили в городе 66 уголовных преступлений и 210 административных правонарушений, многие из них вызвали широкий общественный резонанс. Для профилактики правонарушений и безнадзорности был разработан закон о наставничестве. Он дает право комиссиям по делам несовершеннолетних закреплять за подростками, стоящими на учете, наставников из представителей общественности. Они будут оказывать помощь ребенку и его родителям или законным представителям.

Прокурор Севастополя Максим Жук отметил, что на практике горожане с активной общественной позицией и раньше вели работу с подростками. Закон, с одной стороны, наделил их конкретными правами, а с другой, определил четкие требования к наставникам, установил порядок контроля за их деятельностью, исключив участие людей, способных оказать негативное влияние на несовершеннолетних.

Наставники в Севастополе работают с детьми из семей в социально опасном положении, с теми, кто стоит на профилактическом учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Новый закон, в первую очередь, расширит взаимодействие с местными органами власти, рассказал "РГ" руководитель АНО "Наследие" Андрей Падяш.

- Мы запустили пилотный проект наставничества, - говорит он. - Было принято положение о наставничестве при комиссии по делам несовершеннолетних, которым мы руководствовались. Однако наше поле деятельности было ограничено только комиссией. С департаментами правительства мы взаимодействовали на добровольных основах.

Наставникам нужен постоянный контакт с разными ведомствами. К примеру, от центра занятости требуется помощь в трудоустройстве несовершеннолетних, организации наставничества на предприятиях и занятости на каникулах. Нужны основания для работы с органами опеки и детским домом, образовательными и культурными учреждениями.

- Сейчас мы оказываем помощь подросткам, которые оказались в социально опасном положении и тяжелой жизненной ситуации, - объясняет Андрей Падяш. - Это дети, у которых есть родители или законные представители. Мы хотим также осуществлять наставничество над детьми-сиротами из детского дома. Но без законных оснований детский дом не мог направлять детей к наставникам. Наша деятельность существенно расширяется и узаконивается.

Чтобы стать наставником в Севастополе, надо предоставить справки от психиатра и нарколога. А выдают их только платно. С принятием закона общественники смогут обратиться в департамент здравоохранения города и попросить выдавать справки бесплатно тем, кто хочет стать наставником.

Падяш объясняет, что наставник - это не педагог. Это взрослый человек любой профессии, который от всего сердца хочет помогать детям, попавшим в трудную ситуацию. Он добился определенных результатов в жизни, стал хорошим семьянином и успешным работником. Это человек, которому удалось построить свою жизнь, и он может помочь в этом подростку.

- Мы с женой помогали детям в севастопольском приюте, - вспоминает Андрей Падяш. - Но я увидел, что, когда они вырастают, то повторяют жизненные пути своих родителей. Они выходят замуж, заводят детей, разводятся, спиваются. Их дети становятся такими же неблагополучными. Проект наставничества дает возможность изменить судьбу ребенка, через личный пример задать новую траекторию его жизни.

54 севастопольских волонтера в конце 2021 года прошли обучение по программе московского центра методической поддержки наставничества "Мое будущее". Не все в итоге решились стать наставниками, но есть и конкретный результат. После обучения были сформированы 15 пар наставников и подростков. Три пары уже завершили работу: троих подростков в итоге сняли с профилактического учета.

Программа наставничества длится два-три месяца и состоит из шести тематических встреч, церемонии открытия и закрытия. На встречах обсуждают, как поставить верные цели, как уйти от своего окружения и построить новые социальные связи. Наставник старается направить подростка, подтолкнуть к получению образования и профессии. По этой причине, кстати, встречи стараются проводить на рабочем месте: чтобы подопечный увидел, что его наставник занят делом и может дать совет, основанный на личном опыте.

- Это не уроки. Мы встречаемся и говорим, как с младшим братом, - рассказывает Падяш. - На церемонии открытия потенциальные наставники и наставляемые будут знакомиться, пригласим также представителей власти и бизнеса, родителей или опекунов ребенка, так как взаимодействие с семьей очень важно.

Пары подбирает и сопровождает тьютор - педагог-психолог. После каждой встречи наставник должен представить тьютору отчет, а тот дает рекомендации, как действовать дальше, что изменить, скорректировать.

- Девочка-подросток осталась без мамы, стала убегать из дома, ее поставили на учет, - говорит тьютор проекта "Мое будущее" Ирина Соколова. - Мы начали встречаться, разговаривать о том, какой она видит свою дальнейшую жизнь. Занимались математикой. У нее была двойка по этому предмету. Она ездила ко мне каждый день на каникулах, у нее стало получаться, она приобрела положительный опыт побед. В школе учителя тоже ее поддержали. В итоге при совместных усилиях удалось изменить ее жизнь. Она сдала ОГЭ и поступила в колледж.

После завершения программы отношения с подопечным могут сохраниться. К примеру, представители бизнеса могут предоставить работу, устроить на практику, провести мастер-классы для тех, кто уже прошел через наставничество. Также для ребят проводят встречи с предпринимателями, которые делятся опытом и рассказывают о своих историях успеха.

Комментарий

Марина Песчанская, уполномоченный по правам ребенка в Севастополе:

- Наставничество над трудными подростками в Севастополе осуществляется с 2018 года. Тогда по инициативе общественников в городе прошли первые лекции для будущих наставников, специалисты из Москвы рассказали о важности этого проекта. Поскольку в Севастополе есть люди, которые хотят заниматься этим, прокуратура внесла закон, чтобы наставники могли работать в правовом поле. Понимая, что около 200 детей в нашем городе нуждаются в сопровождении, мы открыли школу наставников. Все происходит под контролем комиссии по делам несовершеннолетних. Работа наставников исключительно добровольная, по зову души, из желания помогать детям.

Что в законе?

Наставниками могут стать жители города Севастополя старше 25 лет. Они не должны иметь судимостей за определенные преступления, а также административных наказаний по нескольким статьям КоАП. Наставниками не могут быть люди, лишенные родительских прав, отстраненные от обязанностей опекуна или отменившие усыновление. Свои обязанности наставники выполняют безвозмездно, но могут получать поощрение от органов госвласти.

Возраст подопечных - от 10 до 18 лет. Наставника закрепят за подростком по решению территориальной комиссии по делам несовершеннолетних с согласия родителей или законных представителей. Мнение подростка при этом также должно быть учтено.