Торговые сети не хотят сдерживать наценки на сахар

Торговые сети "О Keй", "Ашан" и "Атак" уведомили Федеральную антимонопольную службу (ФАС) об отказе ограничивать наценки на сахар. Ретейлеры объясняют это желанием сохранить товар на полке на фоне ажиотажного спроса. При этом в минсельхозе настаивают, что минимальные наценки на социально значимые товары, включая сахар, должны быть сохранены минимум до нового урожая - так удастся обеспечить доступность базовых продуктов для населения.
Сергей Пятаков/ РИА Новости

В Минпромторге "РГ" рассказали, что получили такое уведомление пока только от "О Кей". В ведомстве отмечают, что ограничение торговых наценок 5% - дело добровольное, наказать сети за отказ невозможно. При этом в министерстве напомнили, что такое решение принималось для поддержки малообеспеченных категорий населения - чем меньше будет наценка, тем доступнее будут продукты.

На днях по той же причине вице-премьер Виктория Абрамченко предложила вообще обнулить наценки на два основных вида хлебобулочных изделий. Государство поддерживает производителей, но и бизнес должен разделить ответственность за доступность базовых продуктов. О том же говорят и в минсельхозе, считая необходимым сохранить минимальные торговые наценки на социально значимые продукты, включая сахар, как минимум до начала нового агросезона.

"Обеспечение доступности основных продуктов питания должно являться безусловным приоритетом для всех участников производственно-сбытовой цепи", - отмечают в ведомстве.

И это касается не только торговых сетей. С конца февраля 2022 года поставщики сахара стали резко повышать отпускные цены, говорят в минпромторге. Недавно ФАС возбудила дело в отношении крупнейшего производителя сахара - компании "Продимекс", заподозрив ее в координации деятельности "торговых сетей в целях повышения розничных цен на сахар в условиях повышенного спроса". В службе предупреждают, что продолжают проводить анализ ценообразования на социально значимые товары "для оперативного реагирования на признаки нарушения антимонопольного законодательства".

Тем более нет необходимости отказываться от минимальных наценок на сахар, поскольку ажиотажный спрос ослабевает. По сравнению с концом февраля продажи сахара сократились на 21%, рассказали в минпромторге со ссылкой на данные Федеральной налоговой службы. В министерстве рассчитывают, что спрос стабилизируется, а затем будет даже ниже обычного, поскольку люди закупились впрок.

У бизнеса - другое мнение. Повышенный спрос на сахар привел к "ускоренному выбыванию" товара с полок и необходимости перестраивать систему поставок, говорят в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). Если не ограничивать торговую наценку 5%, это позволит предотвратить искусственный ажиотаж и гарантировать наличие сахара на полках. "Эта вынужденная мера не распространяется на остальной перечень товаров, по которым торговые сети добровольно ограничили наценку. Все обязательства сохраняются в полном объеме", - подчеркнули в АКОРТ.

По мнению исполнительного директора ассоциации Руспродсоюз Дмитрия Вострикова, для сдерживания роста цен есть альтернативные меры - помощь нуждающимся, продовольственные интервенции, беспошлинный ввоз сахара. "Эти меры или их комбинации помогут добиться ценовой стабилизации рыночными методами и внесут меньше искажений в бизнес-процессы, чем внешнее/рекомендованное ограничение цен на те или иные товары, последствия которых мы уже видим", - считает эксперт.

В Минсельхозе считают, что минимальные наценки нужно сохранить до нового урожая

С точки зрения потребителя, важнее наличие товара, чем цена на товар - пустые полки пугают потребителя и провоцируют ажиотаж, считает председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. Он согласен, что нужно сдерживать торговые наценки на социально значимые товары первого ряда, то есть самые базовые - например, "кирпич" хлеба или овощи борщевого набора. Это дает возможность самым нуждающимся купить такие товары по доступной цене. Но у сахара нет продукции первого ряда, поэтому его можно из этого списка исключить, отметил эксперт.