Указ о переводе с 1 апреля всех расчетов за газ с недружественными странами в рубли подписал президент Владимир Путин. После новостей об этом биржевая стоимость газа в Европе поднялась до 1450 долларов за тысячу кубометров.
Реакция Запада на подписание Указа последовала незамедлительно. Глава минфина Франции Брюно Ле Мэр заявил, что Париж и Берлин будут оплачивать газ в валюте, указанной при заключении контрактов, то есть в евро. При этом, создается впечатление, что сам Указ французский министр не читал.
На практике схема продаж газа будет выглядеть следующим образом: валютная выручка от экспорта газа в страны континентальной Европы будет поступать на счет "Газпромбанка", который не находится под санкциями ЕС, поясняет эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов. На следующем этапе банк на основании поручения иностранного покупателя, полученные средства будет обменивать на рубли.
То есть фактически оплата по-прежнему будет производиться в валюте, менять которую будет российский банк. Как отметил замглавы Фонда национальной энергетики Алексей Гривач, для иностранных покупателей ничего не изменится с коммерческой точки зрения. Но таким образом, платежи за российский газ будут защищены от различных "креативных" инициатив об их блокировке или заморозке, а роль отечественной банковской системы усилится, несмотря на санкционный угар, считает эксперт.
Для России, по мнению Родионова, это также мало что меняет, с учетом обязательств экспортеров продавать 80% валютной выручки. Просто, теперь для доходов "Газпрома" от экспорта газа в Европу этот показатель увеличится до 100%.
Указ кажется жестким по временным рамкам, отмечает инвестиционный стратег УК "Арикапитал" Сергей Суверов. Но в действительности, платежи за газ, поставленный в апреле, начнутся только в мае, поэтому у европейских компаний будет месяц на то, чтобы открыть счет в "Газпромбанке" и подготовиться к новым правилам расчетов.
Естественно, возникает вопрос, возможен ли отказ европейских покупателей от предложенной схемы. По мнению Гривача, Отказ возможен исключительно по политическим причинам. Но цена этого отказа будет катастрофичной для европейской экономики и европейских потребителей.
Доля российского газа на европейском рынке 40%. Заменить этот объем поставками из других стран невозможно.
По расчетам экспертов, даже если Европа будет "пылесосить" газовый рынок, скупая весь газ по максимальным ценам, она сможет снизить зависимость от импорта из России на 20-30% (на 30-50 млрд кубометров). В 2021 году Россия поставила в Евросоюз 155 млрд кубометров газа.
С точки зрения Суверова, правительства западных стран могут быть против новой схемы оплаты, но европейские компании, в первую очередь, будут оценивать экономические риски. А отказ от оплаты в рублях грозит Европе серьезным энергетическим кризисом.