На какие меры господдержки может рассчитывать книжная отрасль

До книг ли нам сейчас, когда из-за санкций страдают все отрасли экономики? Этот вопрос первым задали представителям книжной индустрии, которые собрались в ТАСС, чтобы обсудить меры государственной поддержки книгоиздания.
Евгений Одиноков/ РИА Новости

Кто усомнился в роли книги

Президент Российского книжного союза (РКС) Сергей Степашин уверен, хорошая книга нужна сегодня как никогда. "На заседании попечительского совета Российского исторического общества министр просвещения Сергей Кравцов показал очень красивые учебники, по которым учили детей в Мариуполе и Волновахе. Мы даже не догадывались, как все эти восемь лет им промывали мозги. Это же целое поколение выросло! Хотите такого же в нашей стране? Нет? Вот почему роль книги сегодня так велика. Нам нужны умные, думающие и читающие люди", - пресек он все споры.

Все еще сомневающимся напомнил, как во время Великой Отечественной войны правительство находило способы поддержать писателей и издателей: "Того же "Теркина" знал каждый солдат".

А что сейчас? Исчезла мелованная бумага, себестоимость книги выросла на 50 процентов, типографии останавливают работу, потому что не хватает комплектующих для оборудования (все зарубежное, российских аналогов нет), издатели не знают, как расплачиваться по кредитам, ставки по которым выросли в разы… И это лишь верхушка айсберга.

Писатель - это профессия

Сергей Степашин рассказал, что книжное сообщество подготовило конкретные предложения поддержки отрасли, все они были четко сформулированы и обоснованы в письме, адресованном председателю правительства РФ Михаилу Мишустину.

Среди предлагаемых мер: снижение налогового бремени, отмена НДС, льготные кредиты, финансовая поддержка российских авторов… Вновь поднимается вопрос о том, чтобы наконец признать писательство профессий.

Когда заграница не поможет

Президент издательской группы "Эксмо-АСТ" Олег Новиков привык оперировать цифрами. 80 процентов, издающихся в стране книг, написаны отечественными авторами. Наши книги стоят более чем в два раза дешевле, чем в других странах мира. Читательский спрос вырос несмотря на пандемию - люди готовы и хотят покупать книги, будь то бумажные, электронные или аудио.

К уже озвученным проблемам отрасли Новиков добавил, и отсутствие отечественных аналогов программного обеспечения, которым привыкли пользоваться издательства. И трудности с выплатой гонораров зарубежным авторам, которые считают важным сохранить культурный обмен между странами. И недобросовестное поведение некоторых производителей бумаги, решивших заработать на стремительно выросшем курсе доллара.

По его словам, пока удается с кем-то договориться, кого-то убедить, но это же не решение проблемы. "Наши партнеры в типографиях переходят на предоплату, чтобы хоть как-то зафиксировать стоимость, но мы-то не можем взять предоплату с книжных магазинов. Это сильно бьет по возможностям издательств. Нам жизненно необходимы льготные кредиты", - объясняет Олег Новиков.

Напомнил он и о пиратстве, из-за которого книжный рынок каждый год теряет от 10 до 15 процентов прибыли.

Книга без НДС

Об острой необходимости снижения для книжной отрасли ставки единого социального налога с 30 до 15 процентов и льготных кредитах говорил и гендиректор издательства "Вече" Леонид Палько. В том числе это поможет сохранить и рабочие места. На сегодняшний день в книжной сфере трудятся около 65 тысяч человек.

Со своей стороны председатель Ассоциации союзов писателей и издателей России и депутат Сергей Шаргунов пообещал поддержку всем инициативам со стороны Госдумы.

"Нам нужна нулевая ставка НДС для всей книжной сферы. Наша страна книгоцентрична, и книга должна оставаться доступной. Без книги человек себя потеряет. Как писал Шукшин, кому еще, кроме искусства, есть дело до человека", - отметил он.

Но сейчас, к сожалению, многие талантливейшие писатели существуют на грани выживания. "Я даже не могу им заплатить гонорар за публикацию в журнале "Юность", потому что тогда они лишатся социальных доплат к пенсии, - рассказывает Шаргунов. - И речь идет не только о возрастных писателях, но и о молодых, которым нужны грантовая поддержка и как можно больше литературных премий. Нельзя допустить погибели литературной среды".

Мы не торгаши, мы за культуру

Помочь издательствам и книжным магазинам сможет и признание книготорговли видом культурной деятельности. "Эта мера будет способствовать приведению законодательства в соответствие с четвертой статьей "Основ законодательства РФ о культуре", где четко сказано, что культурная деятельность, книгоиздание, библиотечное дело, любая другая деятельность, связанная с изданием книг, это культурная деятельность", - пояснила главный редактор журнала "Университетская книга" Елена Бейлина. И добавила, что доля книжных магазинов в книгораспространении занимает 70 процентов.

Коллегу поддержал гендиректор книготорговой группы "Продалитъ" Вадим Перевозников: "Когда я пытаюсь рекламировать какие-то проекты, мне говорят: "Вы же торгаши, а не культура". Любое продвижение какого-то знакового автора считается рекламой, за которую я должен заплатить".

Кто сказал, что дети не читают

Гендиректор издательства "Росмэн" Борис Кузнецов в свою очередь напомнил, о "Программе поддержки детского чтения", которая пережила множество редакций, прошла все этапы утверждения вплоть до президента, но так до сих пор и не запущена. "Программа получилась модульная и велик соблазн что-то выдернуть и по-быстрому реализовать. Но так не получится, нужно действовать комплексно. Ведь речь не просто о детской литературе и привлечении детей к чтению, а о нашей культуре", - подчеркнул Кузнецов.

Говорил он и о школьных библиотеках, которые последние 20 лет не комплектуются неучебной литературой. "Хорошо бы выделить квоту для такого комплектования и обеспечить их хотя бы книгами для внеклассного чтения. Это сильно помогло бы книгоизданию", - предложил Борис Кузнецов.