Воронежских малышей научили петь джаз и проводить раскопки

Необычные спектакли для самых юных зрителей показали на фестивале "Маршак" театры из Москвы и Альметьевска (Татарстан). "Букашки. Фантазия!" Ольги Сидоркевич - часовой джазовый джем, праздник импровизации для ребят от четырех лет и взрослых любого возраста. "Терра" (0+) Алмаза Садриева - сорок минут увлекательной "игры в песочнице" с погружением в историю Земли и мировой культуры. Обе постановки рассчитаны на то, чтобы дарить публике чистую радость.
Андрей Парфенов

"Букашки" идут в "Театре Терезы Дуровой". Его фирменный стиль - музыкально-драматические спектакли с элементами циркового искусства. Ольга Сидоркевич использовала замечательные возможности труппы и, обойдясь без литературной основы, поставила серию забавных и трогательных эпизодов из жизни жучков, мотыльков, светлячков, бабочек, божьих коровок… Впрочем, насекомые - форма условная. На их месте легко могли оказаться рыбки, птички, зверушки и даже люди.

- Я объясняла актерам, что они тут как… квантовые частицы творчества, - смеется режиссер. - Хотелось показать ту энергию, которая двигает любым артистом, помогает ему создавать образы.

Звучит абстрактно, и фантазия на тему букашек действительно соткана большей частью из абстрактных материй. Музыка, танец, жонглирование, акробатика, пение без слов, диалоги на языке абракадабры. Персонажи спорят и мирятся, делят игрушки (что бы под ними ни подразумевалось), заботятся о слабых, знакомятся и расстаются, попадают в нелепые ситуации. Получается динамичная сюита, где, конечно, предусмотрена партия и для зрителя.

За кажущейся простотой стоит кропотливый труд. Артисты "Театра", и без того пластичные и певучие, в процессе работы над "Букашками" освоили техники битбокса и хауса, вокальной импровизации по изобретенной Бобби Макферрином методике circle singing. Результат лучше оценить вживую, но в качестве компромисса подойдет и запись спектакля, официально размещенная на портале "Культура.рф".

- Будучи достаточно взрослыми, мы воспринимаем поп-культуру последних 10-15 лет как пену. Но в глубине этой пены таятся сокровища. Современные исполнительские стили, которые сочетаются в спектакле, - это не попытка пококетничать со зрителем, а попытка быть ему созвучным и самим получать удовольствие, - признался заслуженный артист РФ Борис Рывкин. - С нами работало много постановщиков, педагогов и консультантов, причем очень высокого уровня. Например, танцевать хаус учила Карина Муслимова (Kerry) - единственная в этом направлении девушка из Европы, у которой было собственное турне по США. Она собрала все чемпионские титулы на американских и европейских танцевальных конкурсах. Битбоксом с нами занимался один из ведущих мастеров этого дела в Москве (Шераз Фархадини. - "РГ"). Чтобы осваивать все это с нуля, потребовалось много сил. Особенно в начале, когда ты чувствуешь себя просто старым и ничего не умеющим. Я думал: Господи, мне 45, какой битбокс, какой хаус…

Артистам из Альметьевска, напротив, пришлось отбросить часть профессиональных навыков. Задачи бэби-театра не всегда бывают по плечу опытным лицедеям. Помимо харизмы и умения удерживать внимание публики, тут нужно желание "перестроиться и работать на два-три процента мозга", рассказал режиссер спектакля "Терра", руководитель Ассоциации исполнительских искусств для маленьких зрителей "Калабала" Алмаз Садриев:

- По международным конвенциям ребенок имеет право на приобщение к культуре с самого раннего возраста. На это и направлен бэби-театр. От года до трех человек развивается так, как не развивается в последующие 30 лет. И это шанс заложить основы, в том числе абстрактного мышления (которое сегодня, на мой взгляд, в дефиците). Нельзя забывать и о социальном значении таких проектов - дать мамам в декретном отпуске возможность культурно провести досуг. По зарубежному опыту, водить детей на спектакли можно с шести месяцев, с годика. Но для таких постановок используется особая методика. Если для зрителя "3+" подходят приемы традиционного драматического театра, то для "0+" нужна бессюжетная, бесконфликтная, бестекстовая драматургия.

Это не означает, впрочем, что малышам предлагается что-то аморфное - простые манипуляции с предметами, "живые картины" или поток сознания, где начало и конец можно свободно поменять местами.

В той же "Терре" развитие действие вполне четкое. Два артиста, как обычные дети, увлеченно копаются в песке, находят первый "секретик" и дальше, как заправские археологи, орудуют пальцами и кисточками, высвобождая из-под толщи времен то черепки, то отпечаток доисторической ящерицы, то ритуальную маску, то голову Давида или идола с острова Пасхи. Египетская мумия встает из песка сама. Под узнаваемую музыку, которую малыши по мере взросления услышат еще не раз, актеры вовлекают все эти сокровища мировой культуры в игру. Давиду примеряют ковбойскую шляпу и темные очки. Из маски, прутиков и тряпочек сооружают смешного дракона, как для китайских уличных шествий. Мумии приделывают ноги, как у скарабея.

Первые полчаса от публики требуется просто неотрывное наблюдение - безо всякого интерактива, как на "взрослом" спектакле. Потом маленьких театралов приглашают на сцену - построить пирамиду Хеопса, поискать с металлоискателем монетки, раскрасить сфинкса или просто повозиться в "песке" из сертифицированной пластиковой крошки. И каждый неминуемо унесет с собой немного песчинок в ботинке, кармашке или волосах. Не простой песок - театральный!