Поделиться

Что мешает развитию золотодобычи в Кузбассе

Мировые цены на золото растут, как и рыночный спрос на драгметалл. Однако его объемы в стране сегодня ограничены. Предложение сокращается в отсутствие новых крупных эффективных месторождений. Эксперты полагают, что в таких условиях недропользователям следует контролировать рост затрат, вкладывать средства в геологоразведку и профессионально подходить к разработке участков. Как с этим обстоят дела в Кузбассе?
ООО "КузбассЗолотоПроект"

Еще несколько лет назад на фоне очередного кризиса в угольной отрасли золотодобычу называли одним из возможных драйверов развития экономики региона. Однако уже три года Кузбасс - единственный из всех субъектов федерации, где лицензии на поиски, разведку и добычу золота не выдают. Аукционы не проводят. Хотя приказ минприроды РФ, регламентирующий выдачу таких лицензий, никто не отменял.

Местные власти ссылаются на то, что поисковые работы на золото на территории области будут проведены за государственный счет. И уже составлен перечень россыпных месторождений, где их проведут до 2024 года. Надо сказать, что это вовсе не гигантские месторождения, где государству есть смысл вкладывать в поисковые работы.

Так или иначе, но Кузбассу, в отличие от других субъектов РФ, по сей день не выделено бюджетных средств на эти цели. И частных инвестиций нет, несмотря на то, что есть люди, готовые инвестировать. В результате у нас уже три года не появляются новые объекты. Недропользователи постепенно мигрируют из Сибири на Урал, в Амурскую область, Приморье. А могли бы создавать рабочие места в Кузбассе.

Основной аргумент противников выдачи лицензий - добыча россыпного золота портит экологию, ухудшая состояние водоемов. Однако жизнь доказывает, что негативные последствия этого вида недропользования зачастую бывают сильно преувеличены.

Так, советник председателя Союза старателей России Павел Луняшин приводит следующие данные: из 1,072 миллиона гектаров, нарушенных горными работами к началу 2019 года, на золотодобычу приходилось менее 0,1 миллиона, или 0,006 процента всего земельного фонда страны. Как показывает практика, уже через несколько лет после завершения правильно организованных горных работ экологическая система водоемов полностью восстанавливается, вода становится чистой, в реки и ручьи возвращается рыба.

Примеры роста популяции тайменя и хариуса после золотодобычи есть и в Кузбассе. Конечно, это не значит, что в работе артелей не бывает нарушений. Но вскрывать их и наказывать виновных по всей строгости закона - прямая обязанность надзорных и правоохранительных органов. Вне всякого сомнения, лицензии не дол-жны получать случайные люди и фирмы-однодневки, которые стремятся к прибыли любой ценой. Именно их бесконтрольная деятельность губит природу.

В то же время следует признать: процедура приобретения лицензий на разведку и добычу золота в России громоздка и затратна. Как и методика разведки россыпных месторождений. В советское время эти работы оплачивало государство, а теперь они ложатся на недропользователей. Причем от малого бизнеса требуется проведение почти академических исследований на стадии геологических изысканий, когда результат неизвестен. А ведь он может быть и отрицательным. Тем не менее предприниматель, который хочет получить лицензию на поиски, уже к этому моменту обязан иметь лицензию на маркшейдерские работы и штат дипломированных экскаваторщиков-бульдозеристов. Ясно, что ни один здравомыслящий бизнесмен не будет тратить, условно говоря, сто миллионов рублей на разведку участка, где золота всего на пятьдесят миллионов.

Кроме того, сам процесс получения поисковой лицензии затягивается на несколько лет. Полгода уходит на то, чтобы оформить заявку, включающую более трехсот документов, еще полгода - на проект, которому предстоит многоступенчатая экспертиза.

Теперь о разведке месторождений. Практически весь мир с появлением новой техники и технологий перешел на экскаваторный метод. Главное ведь подтвердить наличие золота, по крайней мере, на начальной стадии. Однако у нас в стране этот метод запрещен. Нам до сих пор предлагают бурить скважины или копать шурфы, как их копали вручную сто лет назад. На каждый шурф тратится неделя. А сколько их нужно вырыть, чтобы разведать даже небольшое месторождение? Лицензию на поисковые работы дают на пятилетку, но, если следовать упомянутой методике, пройдут десятки лет.

Безнадежно устарело и понятие кондиций золотоносных месторождений. Дело в том, что в России допускается работать лишь на месторождениях, запасы которых подсчитаны, защищены и поставлены на государственный баланс. Для каждого региона определены свои кондиции рентабельности добычи золота.

Во времена СССР, когда и затратная часть, и цены на драгметалл не менялись, в кондициях был смысл. А при нынешней волатильности рынка и постоянном росте производственных затрат понятие кондиций теряет актуальность. Слишком различается хозяйственная деятельность предприятий: одни недропользователи работают на дорогостоящей импортной технике, другие - на подержанной отечественной.

В годы плановой экономики требовалось приносить с каж-дой экспедицией определенные объемы золота в год. Это было выгодно стране, и у нас была постоянная работа. А сейчас, к сожалению, многие структуры на местах не приветствуют постановку запасов на госбаланс, находя разные предлоги для того, чтобы завернуть отчеты. И недропользователи годами не могут приступить к добыче. Но зачем ставить на баланс две тонны золота, если его будет добыто всего сто килограммов?

Как работают недропользователи за границей? Они просто берут участки и осваивают. И неважно, что в недрах - нефть или золото. Не нужно ничего никому доказывать, что ты добыл на участке - то и твое. Есть только два условия - строгое соблюдение норм производственной безопасности и экологических требований. Больше никаких препятствий. Я видел в Черногории на берегу Адриатического моря щебеночный карьер, на котором работал хозяин - директор, бухгалтер и экскаваторщик в одном лице.

Развитию золотодобычи в Кузбассе сегодня мешает и острый дефицит квалифицированных кадров. Принимаем на работу выпускников технических вузов и обучаем. Почему бы в этих вузах, которые готовят геологов, маркшейдеров, проектировщиков и других специалистов для горнодобывающей отрасли, не выделить специализацию по золоту? Но, увы, они упорно продолжают выпускать по 25 горных инженеров в год, которых потом приходится переучивать, поскольку они не могут найти работу.

ООО "КузбассЗолотоПроект": 650066, г. Кемерово, Притомский проспект, 11/1, помещение 98. тел.: 8-3842-45-21-07, 45-23-78, e-mail: kzp2016@list.ru.

Уважаемые коллеги!

Примите самые искренние и теплые поздравления с профессиональным праздником - Днем геолога! Желаю вам удачи во всех делах, новых перспективных проектов, стабильности, здоровья, семейного благополучия, мира и добра. Пусть ваш самоотверженный труд будет достойным продолжением дела геологов старших поколений, заложивших прочные основы для развития экономики России.

На правах рекламы