Почему нельзя обучать горных инженеров онлайн

Почему горных инженеров нельзя обучить онлайн и какую роль в этом играет геологический музей, "РГ" рассказал ректор Уральского государственного горного университета (УГГУ) Алексей Душин.
Татьяна Андреева/РГ

С 11 апреля студенты Горного возвращаются к учебе в традиционном формате - в аудиториях вуза. Это радует?

Алексей Душин: Безусловно, для нас это очень важно. Хотя 100-процентный дистант был только в первые месяцы пандемии, остальное время студенты учились в смешанном формате: практические, лабораторные занятия проходили в университете, ведь работать с веществом онлайн невозможно. Мы приложим все усилия, чтобы следующий учебный год проходил только в офлайн-формате.

Качество знаний на дистанте снизилось?

Алексей Душин: В ближайшее время мы проведем масштабный срез знаний, чтобы оценить потери и понять, как их восполнить. На мой взгляд, дистанционная форма обучения не обеспечивает нужной тесноты связей между преподавателем и студентами. Очень многое определяется их самостоятельной жизненной активностью, а она у всех разная. Знание остается тем же - оно абсолютно. Но частота, плотность коммуникаций меняются. Это приводит к изменению ценностных ориентиров: многие студенты работают, и, когда возникает дилемма "работа или учеба", приоритет начинает смещаться. Но мы стремимся к тому, чтобы очное обучение все-таки выходило на первое место и ребята не лишали себя будущего, которое невозможно без качественного образования.

Многие руководители вузов видят немало плюсов в комбинированном формате обучения и намерены сохранить элементы онлайн-обучения. А вы?

Алексей Душин: Мы и раньше, даже 10 лет назад, использовали дистанционные технологии в дополнительном образовании, на заочной, очно-заочной форме. Для тех, кто уже работает на производстве, кто живет далеко, это очень удобный формат. Кроме того, мы предоставили кафедрам право самостоятельно выбирать формат защиты дипломных проектов. Но основное обучение в техническом вузе должно быть офлайн.

Вы знаете, Ростехнадзор не допускает до некоторых видов работ людей без базового технологического образования, и это обоснованно. Представляете, что произойдет, если горные работы (а это могут быть взрывные и другие опасные и очень ответственные виды работ) будет вести человек, который видел все это только в компьютере?! Поэтому наша позиция в этом плане однозначна. Кстати, в Канаде, Австралии, где уже работают цифровые, совершенно безлюдные шахты, управляющиеся дистанционно, базовое обучение проводится офлайн либо в смешанном формате.

Высшее образование на то и высшее - мы создаем из школьников профессионалов, погружая их в ощутимый, реальный контекст, обучая решать сложные практические задачи, требующие осмысленных подходов, построенных на глубоком понимании свойств материи. Важно и то, что к математическим, инженерным дисциплинам мы добавляем историю, искусство, спорт и другие, способствующие самореализации, гармоничному развитию личности, формированию правильных жизненных ценностей.

В прошлом году завершен отбор участников новой программы "Приоритет 2030". Из Свердловской области победителями стали только два вуза - УрФУ и УГГУ. Благодаря чему вам это удалось?

Алексей Душин: Это не случайная победа, а результат серьезной работы, позволившей нам продемонстрировать высокий потенциал. Хотя Горный - не самый большой университет даже в Свердловской области, но по объему научных исследований мы на втором месте после УрФУ. За четыре года мы в три раза увеличили объем НИОКР: по итогам 2021 года около 113 миллионов рублей заработали на научных исследованиях - это 7 процентов общего бюджета вуза, тогда как в 2017 году было только три процента. В то же время и сам бюджет УГГУ увеличился почти вдвое.

Каковы ключевые направления программы, которую Горный представил на конкурс?

Алексей Душин: Мы обозначили четыре стратегических проекта, которые определяют развитие не только нашего вуза, но и промышленного комплекса, в том числе наших стейкхолдеров: экологические, технологические вызовы, цифровизация и расширение спектра инженерных образовательных программ. Стратегия такова: с одной стороны, мы фокусируемся на наших базовых компетенциях, с другой - усиливаем позиции в области экологии, цифровизации и диверсифицируем таким образом образование.

На каждого выпускника приходится от 2 до 7 вакансий, то есть у студентов есть реальный выбор. Как правило, на 4 курсе многие уже трудоустроены

Мы сделали ставку на два направления - развитие научных исследований и инфраструктуры, что вкупе позволит качественно перестроить и политику в области образования. Сейчас ремонтируем общежитие и занимаемся проектированием нового кампуса и при этом активно модернизируем научно-образовательную инфраструктуру, чтобы повысить качество образовательной и исследовательской деятельности. Для этого мы выстроили системную работу с производственными предприятиями, структурно перестроили экономическую модель университета, чтобы сформировать бюджет развития.

Вообще, одна из стратегических задач - расширение количества стейкхолдеров, то есть компаний, заинтересованных в деятельности университета. В 2021 году мы создали попечительский совет, куда вошли 8 руководителей крупных промышленных предприятий, и не только из Свердловской области. Кстати, из важных решений, уже принятых советом, - одобрено создание фонда целевого капитала вуза. В первую очередь из него будет финансироваться программа кадрового развития, в том числе повышение квалификации, организация стажировок, повышение академической мобильности, выращивание молодых кадров и т. д.

Каковы сегодня позиции УГГУ среди вузов России?

Алексей Душин: Для оценки качества обучения есть такой механизм - решение инженерных кейсов. Так вот, по горному делу, геологии в рейтинге CASE-IN у нас вторая-третья позиции в России из десятков вузов. Среди инженерных школ в целом мы пока находимся за пределами полусотни лидеров, но ставим себе цель войти в топ-30.

На мой взгляд, самый объективный критерий качества образования - оценка заказчиков. Насколько востребованы ваши выпускники?

Алексей Душин: Ситуация в отрасли такова, что на каждого нашего выпускника приходится от 2 до 7 вакансий. То есть у студентов есть реальный выбор. Как правило, на 4 курсе многие уже трудоустроены. У многих вузов хорошая инженерная подготовка, но выпускники очень сильно привязаны к городским агломерациям. Результат: бывший московский горный сегодня обучает горному делу на всех направлениях подготовки только 140 человек. У нас же на одном только курсе порядка 600 студентов. Но для отрасли нужны не просто специалисты, а люди, которые открыты переменам, в том числе готовы поехать в другие регионы, чтобы строить там карьеру. Наши ребята как раз такие. В УГГУ примерно 45 процентов студентов родом не из мегаполисов, а из малых городов - они имеют реальное представление о промышленной территории.

Чем, помимо гарантированного трудоустройства, Горный привлекает абитуриентов?

Алексей Душин: Мы одними из первых в России с 2021 года предоставили возможность получать в рамках одного диплома две квалификации. Ребята могут расширить компетенции с помощью дополнительных образовательных модулей, и мы наращиваем их количество, в том числе с помощью электронно-информационной образовательной среды. Также запущен ряд программ сетевого взаимодействия, реализуемых совместно с другими вузами, например, с УрГЭУ, Пермским гос университетом, Московским геологоразведочным. Кроме того, у мотивированных ребят есть возможность заниматься фундаментальной наукой, прикладными исследованиями, используя прекрасную лабораторную базу - на ее обновление только в 2021 году мы направили 10 процентов бюджета университета. К слову, количество бюджетных мест у нас довольно велико и в последние годы растет.

Скоро стартует масштабное событие, традиционно организуемое УГГУ в апреле, - XX Уральская горнопромышленная декада. Каковы особенности этого форума в нынешнем году?

Алексей Душин: Если ситуация с коронавирусом в регионе не ухудшится, планируем провести декаду в традиционном живом формате. Но также будет и возможность дистанционного подключения, в том числе для коллег из-за рубежа. Ключевая тема, стоящая на повестке дня в стране, - импортозамещение. Второй приоритет, который будет обсуждаться в рамках Уральской горнопромышленной декады, - вопросы экологии, в том числе экологии воды. Отмечу, что водообеспечение - одна из серьезнейших проблем Екатеринбурга, который активно прирастает новыми районами, и к 2040 году его население достигнет двух миллионов человек. Развитие мегаполиса требует решения целого ряда серьезных вопросов, в том числе связанных с дефицитом воды. Мы не просто их поднимаем, но и предлагаем решения в части разведки водных ресурсов и улучшения экологической ситуации.

В этом году в Горном университете отметят еще одну важную дату - 85-летие Уральского геологического музея. Почему музей так важен для вуза?

Алексей Душин: Это один из ключевых активов университета, делающих его уникальным. В следующем году мы будем отмечать еще и 300-летие уральской горной школы. Так вот, музей как раз важный результат работы этой школы - наследие, которое абсолютно точно востребовано. Фонды музея содержат множество коллекций. Есть популярные, задача которых - показать посетителям, в том числе самым маленьким, мир минералов, сформировать культуру камня, традиционную для Урала. Но есть и систематические коллекции, представляющие интерес для специалистов очень высокого уровня. Для студентов УГГУ вход в музей бесплатный, хотя для обучения в вузе есть специальные учебные коллекции. Кстати, значимость этого объекта отражена в книге почетных посетителей - второй такой в России просто нет, настолько яркие персоны из мира политики, культуры, бизнеса оставили там свои отзывы: Мао Цзедун, Иосип Броз Тито, Индира Ганди и другие. Наш музей - это не просто наследие университета, а визитная карточка города, региона.