31.03.2022 17:15
    Поделиться

    Страны Евросоюза захватил "осадный менталитет"

    "Евросоюз не должен участвовать в строительстве "крепости Россия"", - такое мнение высказал в своей колонке внешнеполитический корреспондент еженедельника Die Zeit Михаэль Туманн, указывая на то, что антироссийские санкции должны быть более разборчивыми.

    Журналист почему-то уверен, что это Москва намерена отгородиться от Запада, и считает, что такие меры, как отказ в выдаче виз российским гражданам или прекращение обслуживания их банковских карт, ей только в этом намерении помогают. Читатели, впрочем, с Туманном не вполне согласились: "Пока мы строим не столько "крепость Россию", сколько "крепость Европу", чтобы защитить себя от России. Надеюсь, что это временно", - написал в комментариях один из них.

    То, что над Европой навис новый "железный занавес", всем, в принципе, достаточно очевидно. Но с точки зрения доминирующей на Западе системы координат, строить этот занавес должна, конечно же, Россия. Точно так же в 2014 году многие в ЕС ожидали, что Россия закроет границы и ограничит выезд своих граждан. Но в итоге, видимо, не дождавшись, границы начала перекрывать Польша - остановив программу малого приграничного передвижения между своими северными регионами и Калининградской областью.

    Сейчас происходит все то же самое, но только в значительно больших масштабах. Страны единой Европы закрывают воздушное пространство, границы и порты, высылают российских дипломатов и замораживают культурное и научное сотрудничество с Россией. Всерьез обсуждается энергетическое эмбарго и полное перекрытие движения грузов. Те компании, которые не ушли с российского рынка, подвергаются откровенному давлению и обвинениям в спонсировании российской военной операции.

    На восточную границу ЕС в срочном порядке перебрасываются войска, а политики и СМИ нагнетают военные настроения, которые, естественно, передаются обществу. Жители европейских стран опасаются большой войны в Европе, но при этом и сами заметно теряют прежнюю миролюбивость. Так, согласно недавнему соцопросу журнала Spiegel, более трети немцев за последний месяц пересмотрели свое отношение к пацифизму, и почти половина - к повышению военных расходов.

    Все это действительно очень напоминает синдром "осажденной крепости", который раньше был свойственен только некоторым восточноевропейским странам, но сейчас в полной мере охватил и западные. Недавно, например, глава французского МВД Жеральд Дарманен предложил ввести обязательную регистрацию для всех украинских беженцев - чтобы выявлять среди них "шпионов и террористов". Причем сами европейские политики признают - из Украины в Евросоюз прибывают в основном женщины, дети и старики.

    Но если ЕС и превращается в крепость, то только наполовину осажденную. Обрубая практически все связи с востоком, европейские страны укрепляют старые и выстраивают новые на западе - с США. Американцы сейчас обещают Евросоюзу гарантии не только военной, но и энергетической безопасности, и европейцы в эти обещания верят - в конечном итоге, альтернатив у них остается не так много. В принципе, именно этого в Вашингтоне и добивались в течение как минимум последнего десятилетия - обрубить все связи Евросоюза с "неправильными" странами и отмобилизовать расслабившихся за последнее время европейцев. Сначала на противостояние с Россией, а потом возможно - и с Китаем.

    Ведь, по словам польского премьера Матеуша Моравецкого, то, что раньше называлось "русофобией", сегодня стало мейнстримом, а Польша сейчас задает в этой сфере своего рода стандарты, которые могут послужить примером для других стран. Моравецкому сложно отказать в правоте - Евросоюз, действительно, на глазах превращается в одну большую "Польшу" и начинает видеть угрозу буквально во всем, что связано с Россией.

    Поделиться