Поделиться

    Что ускорит импортозамещение на Урале

    Во время испытаний легко скатиться в крайности: от "все пропало!" до шапкозакидательства.
    Татьяна Андреева/РГ

    Уральский бизнес абсолютно трезво оценивает ситуацию: легко не будет, однако появился шанс занять ниши, на которые раньше не хватало "мышечной массы", считает президент Уральской торгово-промышленной палаты (УТПП) Андрей Беседин.

    Российская газета: Андрей Адольфович, какие настроения в бизнес-среде?

    Андрей Беседин: Бесспорно, это серьезный удар, причем практически по всем. По участникам внешнеэкономической деятельности, а Свердловская область вела торговлю со 154 странами и до сих пор входит в первую пятерку самых экспортно ориентированных регионов России. По производителям, потому что в нашей продукции есть импортные комплектующие. В меньшей степени по малому бизнесу, который нацелен на внутренний рынок, но у него и запас прочности меньше, чем у крупного.

    Последние три десятилетия мы исходили из парадигмы: будем торговать тем, что хорошо получается делать, а все остальное покупать. Сегодня открывается возможность снять зависимость от внешних поставок. Прежде всего речь о фармакологии, приборостроении, станкостроении, производстве инструментов. Конечно, это серьезный вызов, но России с ее огромным населением и умением работать он по силам, уверяю вас, а я объехал более 80 стран. Наше преимущество в том, что мы привыкли к вызовам. На моей памяти это пятый кризис, самый сложный, но и он нас не сломает.

    Фото: Татьяна Андреева/РГ

    РГ: Нужна ли помощь государства, или главное - "не мешать"?

    АБ: Есть группы промышленных и потребительских товаров, где бизнес справится сам, главное, чтобы его налогами не заваливали с головой. Допустим, производство оборудования для нефтегазохимии. Все изготавливается на Урале из российских материалов, за исключением электроники, но конкуренция на рынке была жесточайшая с европейскими и японскими компаниями. Приходилось демпинговать, соответственно, не получалось аккумулировать прибыль и направлять на развитие и НИОКР. Сейчас ниша освободилась, и резервов станет больше.

    Другая группа - компании, которые понимают, что могут заместить ушедший импорт, но им не хватает финансирования. Рассчитывать, что бизнес на голом энтузиазме, с кредитами под 23 процента годовых сделает "рывок вперед штангой", нереально. Нужны механизмы поддержки. А по тем мерам, что уже введены, - четкие разъяснения. Например, кредитные каникулы для юрлиц и ИП: это право или обязательство банков? Также необходимо быстро решить вопросы с единицей расчетов по импорту-экспорту. Полмира остается нашими партнерами, но пока не понимают, в какой валюте с нами торговать.

    РГ: Пессимисты сулят России судьбу Ирана, который 40 лет под санкциями.

    АБ: Я в этой стране был пять раз. По сравнению с Россией у них и природных ресурсов меньше, и союзников. Да, они отключены от SWIFT и трансфера технологий, но создали свои нефтеперерабатывающие и машиностроительные заводы, укомплектовали их своим высокотехнологичным оборудованием, ездят на автомобилях собственного производства и т. п. А Россия 2022 года - это даже не Россия 2014-го.

    РГ: Ваш прогноз: сократится ли экспорт из Свердловской области в 2022 году?

    АБ: По объему - нет, поскольку основные интересы у нас сейчас сосредоточены в СНГ, Азии, Африке, Латинской Америке. Возможно, изменится структура экспорта. Сейчас 44-50 процентов поставок приходится на металлы и изделия из них, на машины и оборудование - 1-2 миллиарда долларов из 32 общероссийских, в целом продукцию высоких переделов - примерно одна седьмая.

    Наши предприятия не сидят и не ждут, когда санкции рассосутся. В топе запросов: "Помогите найти новые, дополнительные рынки и новых партнеров". Опыт 2014 года показал, что их очень много, далеко не все потребляют США и ЕС. Конечно, не исключены сбои в доставке комплектующих, они будут какое-то время из-за перестройки логистических каналов, но это все решаемо. Так, одна компания попросила нас подыскать поставщика на 20 позиций в Юго-Восточной Азии на замену европейскому. Мы думали, что придется делать массовую рассылку, но уже первый адресат - Индия - заявила, что готова привезти все 20 позиций. Да и европейские партнеры, которые сотрудничают с нами давно, признаются, что на самом деле не заинтересованы рвать связи. И предлагают вместе подумать, как обойти преграды, которые ставят их политики.

    РГ: Какая помощь от государства будет полезной экспортерам?

    АБ: Нужны программы льготного кредитования, экономически приемлемая ставка - 10 процентов, в приоритетных отраслях - еще меньше. Компенсация до 80 процентов транспортных расходов экспортеров, поскольку Урал находится далеко от внешних границ. Потери валютной выручки (по уже заключенным, но не оплаченным договорам) можно компенсировать прямыми субсидиями.

    Явно напрашивается докапитализация федерального Фонда развития промышленности и регионального фонда технологического развития (ФТР). Я вхожу в состав комиссии ФТР, из 236 проектов, которые прошли через нее, все были высокотехнологичными, в 94 процентах случаев - с экспортным потенциалом. Кроме того, необходима компенсация затрат на НИОКР, тогда мы быстро заместим высотехнологичный импорт и создадим новые продукты.

    РГ: Многие предприниматели жалуются, что после 9 марта товары застревают на границе: таможня требует на каждую партию сертификат страны происхождения (СТ-1). Их имеют право выдавать только структуры ТПП.

    АБ: Россия вынуждена вводить контрсанкции, это требует более жесткого контроля экспорта. Сотрудники УТПП работают в авральном режиме, чтобы оформить СТ-1. Что касается требования таможни, по этому поводу есть официальные разъяснения Минпромторга РФ: СТ-1 никогда не выдавался на год вперед, всегда на товарную партию. Просто сейчас увеличилось количество товарных групп, вывоз которых ограничен.

    Без проверок и неустоек

    Елена Артюх, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области:

    - В начале марта аппарат федерального уполномоченного по защите прав предпринимателей провел опрос. В нем участвовало около 6000 респондентов, в том числе более 300 из Свердловской области, 84 процента сказали, что их бизнес так или иначе затронули санкции. С чем они столкнулись? С падением выручки и спроса, невозможностью импорта, разрывом логистических цепочек, блокировкой цифровых платформ, увеличением кредитной нагрузки и других издержек.

    Фото: Татьяна Андреева/РГ

    Принципиально бизнес сформулировал свои пожелания государству: дайте работать, не отвлекаясь на регуляторику, и минимизируйте издержки. Не должны компании сегодня перечислять авансом налог на прибыль или оплачивать потребление ресурсов. Не нужно накладывать штрафы, если подрядчик объективно не в силах выполнить госконтракт. Кроме того, существенная статья издержек - платежи в ФСС, ПФР. Борис Титов предлагает сделать единую ставку 12-15 процентов для всех, а не только для малого бизнеса, и с первого рубля выплаты, а не с превышения МРОТ. Это прямой и самый легкий путь к обелению зарплат, стабилизации занятости.

    Из тех мер поддержки, что уже приняты, бизнес позитивно воспринял продление моратория на проверки. Правда, он распространяется не на всех предпринимателей, не на все виды контроля и надзора, но все равно это позитивный шаг. Другая мера, тоже очень актуальная, - автоматическое продление лицензий, аккредитаций, разрешений, договоров размещения НТО, аренды публичного имущества.

    Безусловно, правильное решение не блокировать налоговым органам операции по счетам юрлиц и ИП. Одобрил бизнес и возможность вносить изменения в госконтракты. Раньше они были "священной коровой": по какой цене состоялись торги, по той и выполняй, можно лишь на 10 процентов отклоняться. Теперь допустимо двигаться и по цене, и по срокам, и по другим существенным условиям по согласованию сторон.

    В Свердловской области пока свои меры поддержки не ввели, "приземляют" федеральные. Создан штаб, задача которого - мониторить социально-экономическую ситуацию и оперативно реагировать. В рамках штаба функционируют рабочие группы по направлениям, каждая вырабатывает свой пакет предложений на федеральный и региональный уровень. Наш, подготовленный совместно с бизнес-объединениями, занимает несколько страниц. Чего хотелось бы в первую очередь? Чтобы инструменты, которые уже анонсированы, вводились быстрее и прописывались четко. Например, устно сказали, что по действующим кредитам юрлиц и ИП размер ставки не меняется, но документами это пока не оформлено. Федеральные банки от договоренности не отступают, а вот некоторые региональные уже уведомили заемщиков, что готовы повысить ставку, так как это предусмотрено договором.

    Аналогично по льготным займам под 15 процентов годовых: озвучено, но пока никто не получил. Областной фонд поддержки предпринимательства ввел каникулы до 1 сентября по ранее выданным кредитам. В целом по России кредитные каникулы обещаны компаниям из 70 пострадавших отраслей. Отлично, что список шире, чем в пандемию, но все равно реструктуризация, отсрочка платежей - это точечные меры, а круг нуждающихся в финансовой помощи гораздо шире. С ней надо ускоряться, ведь многие кредитуются для пополнения оборотных средств.

    На мой взгляд, говоря о мерах поддержки бизнеса, надо делать акцент не на виде деятельности или отрасли, а на адаптации в целом к работе в новых условиях. Все платежи - только по факту, "заработал - запостил", включая налоги, никаких неустоек, если по объективным причинам не смог выполнить договорные обязательства в срок. Никаких проверок, если речь не идет о реальном риске причинения вреда жизни и здоровью. На пару лет точно заморозить историю с банкротствами. Никакой дополнительной криминализации в экономической сфере. Для рисковой по определению предпринимательской деятельности сейчас очень важен фактор хотя бы регуляторной стабильности и определенности.

    Поделиться