Корреспондент "РГ" поговорил с беженцами, прячущимися в подвале храма в Мариуполе

Жители Мариуполя продолжают прятаться от обстрелов националистов в подвалах и убежищах. Многие из них боятся выйти на улицы города.

Храм Покрова Божией Матери в Мариуполе, который находится рядом с разрушенным драмтеатром, принял 180 беженцев. Внутри собора еще не выполнены отделочные работы. Но, люди нашли в нем надежное убежище. Они выходят только на внутреннюю часть двора, огороженную забором, где готовят еду на костре. Этот район еще простреливается украинскими снайперами.

- В подвале храма было около 200 беженцев, - рассказывает старшая по храму Нина, - несколько дней назад удалось большую часть эвакуировать. Сейчас у нас прячутся люди, которые не могут передвигаться и пять детей - их не успели эвакуировать. Одному малышу нет и года. У трех женщин онемели ноги, и они не могут самостоятельно ходить, один мужчина - без ноги. Все они нуждаются в медицинской помощи. Российские военные и местное ополчение Народной милиции ДНР делятся с нами своей едой. Но мы стараемся экономить.

В подвале храма темно и сыро. Лежат строительные материалы. Поэтому приходится осторожно спускаться по ступенькам. В двух углах тускло горят светильники. Их смастерили беженцы. В пустые банки из тушенки налит жир, который пропитывает куски материи. Получаются импровизированные лампады или светильники. Еще ниже этажом чуть светлее. Кто-то принес аккумулятор с грузовой машины и к нему присоединил автомобильную фару. Это самый светлый угол в темном подвальном помещении.

Люди не мылись несколько недель. Лица и руки покрыты копотью.

В районе храма повстречали две мобильные группы военных, которые проверили у нас документы. Одни из Грозного ОМОН имени "Ахмата". Они в машине везли рабочего, который работал на предприятии "Азовсталь" и оказал помощь в информации о заводе. Грозненские бойцы выглядят молодцевато и хорошо экипированы. Оказывают посильную помощь местному населению и ведут боевые действия в составе российской группировки по уничтожению украинских националистов. Общаясь с ними, убеждаешься в том, что беда людей не оставляет в стороне никого. Люди разной веры и национальности еще больше сплачиваются: они пригласили нас в гости в Грозный. Но после завершения специальной военной операции.

Фото: Владимир Аносов/РГ

Вторая группа военных - российская военная разведгруппа, которая патрулирует прифронтовую полосу. Просили их не снимать и рекомендовали не ходить по некоторым улицам, которые обстреливают украинские снайперы. Они стреляют в мирных жителей, военных и журналистов. Не спасают даже надписи на касках и бронежилетах "PRESS". Несколько дней назад, военного корреспондента телеканала "Известия" Родиона Северьянова ранили в ногу под Мариуполем. Как сообщает само издание, в него попал снайпер, пуля прошла насквозь и жизни ничего не угрожает. Для украинских националистов не существует международных кодексов чести.

Еще одна проблема, которую пока сложно решить в Мариуполе касается эвакуации малоподвижных граждан из отдаленных районов. Многие жители не могут дойти до пунктов раздачи гуманитарной помощи. С коллегами по работе из Екатеринбурга удалось помочь одной такой семье попасть в больницу. У женщины с раком легких начался приступ, она не может ходить. Семью эту вывез журналист и по совместительству штатный водитель старенькой "копейки". Парни ее купили за 26 тысяч рублей за свои деньги. Так, говорят дешевле обходятся поездки. Мне уже не раз приходилось с ними ездить на этой машине в опасные районы. Коллеги шутят, говоря о том, что ее место - в музее журналистики.

Как сообщили в пресс-службе Народной милиции ДНР, за прошедшие сутки ранения получили 34 мирных жителя - все из освобожденных территорий Республики. В результате обстрелов повреждены или разрушены 22 домостроения и объекта инфраструктуры в Кировском, Петровском и Куйбышевском районах Донецка, поселке Александровка и Горловке.

Фото: Владимир Аносов/РГ