Исполнение финансовых обязательств по лизингу самолетов и двигателей для авиации для ряда иностранных кредиторов переводится на рубли временно. Речь идет о расчетах по договорам аренды, лизинга самолетов, авиационных двигателей, силовых установок с компаниями из недружественных стран.
Как говорится в документе, обязательства по уплате арендных, лизинговых и иных платежей "признаются исполненными надлежащим образом, если эти обязательства исполнены перед их основными хозяйственными обществами-резидентами путем перечисления должником на счет основного хозяйственного общества-резидента, открытый в российской кредитной организации, средств в рублях в сумме, эквивалентной стоимости обязательств в иностранной валюте". То есть должник будет перечислять средства в рублях на счет, открытый в российской кредитной организации. Рассчитываться объем средств будет по официальному курсу Центробанка на день исполнения обязательств. В результате эта схема будет схожа с расчетами зарубежными компаниями за российский газ в рублях.
Правительство получает полномочия определить иной порядок расчетов с лизингодателями. Кроме того, специальная комиссия будет решать, позволить ли компаниям платить за лизинг конкретной стране.
В итоге Россия не обрывает все связи с лизингодателями, но выводит платежи из-под зарубежной юрисдикции. Такой шаг предпринят для защиты гражданской авиации от санкций.
В Евросоюзе и США запретили продажу российским авиакомпаниям, в том числе в лизинг, самолетов, запчастей, техническое обслуживание и страхование воздушных судов. Действующие договоры лизинга потребовали расторгнуть, а самолеты вернуть. Как отмечал вице-премьер Юрий Борисов, в лизинге у российских авиакомпаний было две трети самолетов. Таким образом, расторжение договоров грозило утратой значительной части парка воздушных судов.
В ответ было принято решение об упрощенной перерегистрации самолетов в российском реестре. Как подчеркивал Борисов, было решено, что значительная часть самолетов Boeing и Airbus останутся в России. Авиакомпании продолжили использовать самолеты. Поддерживать их летную годность стали отечественные компании. Был введен запрет на вывоз из страны самолетов без разрешения правительства.
Теперь введена еще одна мера, которая показывает зарубежным лизинговым компаниям, что российские перевозчики готовы платить за использование самолетов, но расчеты будут идти в рублях.