Падение "Громовержца": как МиГ-17 открыл боевой счет в небе Вьетнама

4 апреля 1965 года советские летчики на истребителях МиГ-17Ф сбили над мостом Тхань Хоа "Пасть дракона" два американских истребителя-бомбардировщика F-105D. В честь победы во Вьетнаме был учрежден праздник День авиации. Американцы признали потерю в этот день трех самолетов Thunderchief.
National Museum of the U.S. Air Force / wikipedia.org

Даже по прошествии 57 лет имена советских пилотов не названы, так как архивные документы будут рассекречены только 2035 году, и Минобороны РФ пока только упоминает факт воздушной схватки.

По официальным вьетнамским данным, с американскими самолетами расправились летчики Фам Гиай, Ле Минь Хуан, Чан Нгуен Нам и Чан Хань. По мнению военных историков, приписывание советских воздушных побед вьетнамским пилотам делалось, чтобы не спровоцировать конфликт между СССР и США. Кроме того, это было необходимо для поднятия боевого духа воинов Вьетнамской Народной Армии.

Налеты на Северный Вьетнам начались в феврале 1965 года. Самолеты F-105 в количестве до 80 бомбардировщиков в одном налете появлялись в районе бомбометания на высотах 2500−4000 метров и без особого прицеливания сбрасывали боезапас на сверхзвуковой скорости. Зенитная артиллерия вреда им не причиняла, а ЗРК-75 у вьетнамцев еще не было.

Так продолжалось до 4 апреля 1965 года. В этот день 46 F-105 в сопровождении 21 истребителя F-100 Super Sabre вылетели на бомбежку моста Тхань Хоа под неофициальным названием "Пасть дракона".

Отметим, что когда Thunderchief ("Громовержец") поступил на вооружение, то это был самый большой одноместный одномоторный боевой самолет. Его вес достигал 23 000 килограммов. Истребитель-бомбардировщик мог превышать скорость звука на уровне моря и достигать скорости в 2 Маха на большой высоте. F-105 мог нести до 6400 кг бомб и ракет.

На перехват воздушной армады вылетели восемь истребителей МиГ-17. Они не стали ввязываться в бой с самолетами прикрытия и, используя высоту и облачность, атаковали одну из четверок F-105.

"Два F-105 были немедленно сбиты. Третий был подбит и дымился. Четвертый, управляемый капитаном Джоном Бойдом, пытаясь прикрыть искалеченный F-105, оказался беспомощным против одного из МиГ-17. Все попытки стряхнуть противника с хвоста не увенчались успехом. Тогда пилот резко сбросил скорость и МиГ-17 проскочил вперед. Американский летчик оказался в хвосте противника, но он был так удивлен результатом, что упустил свой шанс сбить МиГ из своей 20-миллиметровой пушки", - пишет американский исследователь Гарри Хиллакер.

Начальник штаба ВВС США генерал Джон Макконнелл был взбешен, услышав, что два F-105 были сбиты дозвуковыми мигами времен Корейской войны.

До августа 1965 года МиГ-17 прикрывали небо Вьетнама. В боях американцы потеряли пять самолетов F-105D, два палубных штурмовика А-4 и один истребитель F-4. При этом было потеряно четыре советских МиГ-17. А вскоре в Северном Вьетнаме были развернуты грозные советские ракетные комплексы С-75, опустившие американскую реактивную авиацию на низкие высоты, где самолеты США стали добычей зенитной артиллерии.