Почему перевозки наличных выросли в разы

Во время острых кризисов всегда повышается спрос на денежную наличность, а в марте этого года особенно выросли перевозки наличной иностранной валюты, отметил в интервью "Российской газете" исполняющий обязанности начальника Главного центра специальной связи (Спецсвязь) Иван Гайченя. Он пояснил причину такой закономерности и рассказал, смогут ли доставлять ценности и секретные документы беспилотники.
Олеся Курпяева/ РГ

Иван Алексеевич, объем безналичных расчетов неуклонно повышается. Но по данным аналитиков, за последний месяц выросла доля операций с наличными деньгами и превысила 40% впервые за два года. Значит, бумажные купюры никогда не исчезнут из оборота?

Иван Гайченя: Денежная наличность постепенно уходит в прошлое, такова мировая тенденция. Однако бумажные купюры совсем не исчезнут. Как только случается какой-то форс-мажор или возникают какие-либо существенные изменения в общественно-политической и экономической сфере, мы обратно возвращаемся к ним. Об этом свидетельствуют все последние события.

Почему так происходит?

Иван Гайченя: Все очень просто. В период кризисов отключаются глобальные сети. В этом случае страдают в том числе и добросовестные граждане. Но потребности в еде, медицинском обеспечении и во многом другом безусловно сохраняются. А как за все платить? Вот люди и уходят в наличность. Сумма наличных денег, которые сейчас хранятся у россиян "в матрасах", огромная, по некоторым данным, сопоставимая с бюджетом страны.

По вашим данным, в последние год-два доля перевозок денежной массы сокращается или нет?

Иван Гайченя: Серьезного сокращения в перевозках наличности я не наблюдаю, максимум уровень падения составляет 1-2%.

Сейчас внимание приковано к наличной валюте. Спрос на ее перевозку в марте вырос?

Иван Гайченя: Безусловно. Количество отправлений по России наличной иностранной валюты, перевозимой Спецсвязью, в марте этого года по сравнению с мартом 2021 года выросло в 3,5 раза. Пока мы продолжаем констатировать повышенный спрос на перевозку валюты со стороны кредитных организаций. Как долго он будет оставаться на этом уровне, принимая во внимание решения руководства страны и Банка России, а также продолжающееся, после неоправданного роста, падение курса доллара по отношению к рублю в последние дни, сказать трудно. Спецсвязь готова обеспечить оперативную перевозку любого количества валюты в любую точку России, а также в страны СНГ.

Спецсвязь перевозит не только деньги. Когда слышим название предприятия, сразу представляем какие-то секретные бумаги. В этом ваше основное предназначение?

Иван Гайченя: Понятие "специальное" всегда связано с какими-то особыми условиями, обстоятельствами. Спецсвязь - одна из четырех существующих в стране особых видов связи - фельдъегерской службы Минобороны России, дипкурьерской службы МИД России и Государственной фельдъегерской службы.

Еще со времен своего фактического создания в XVIII веке специальная связь была неким скрепом в системе государственного управления. Естественно, значительная часть в системе управления должна быть сокрыта, и одна из задач Спецсвязи - обеспечить в системе государственного управления сохранность государственной тайны.

Мир цифровизируется. Вы работаете с цифровыми носителями?

Иван Гайченя: Конечно, для эффективного управления надо уходить в цифровую сферу. Но сейчас обеспечить надежность циркулирования, хранения и передачу информации в цифровом сегменте весьма сложно. В настоящее время в медийном пространстве периодически возникают конфликтные ситуации, скандалы, связанные с утечкой той или иной информации. При этом очень редко встречаются факты утечки информации, которая проходит по специальным каналам. Чтобы кому-то удалось завладеть секретным документом, потребуется целая спецоперация. Это очень сложно. Из цифровой сферы "вытащить" документ намного проще. Поэтому цифровые носители в работе со специальными отправлениями Спецсвязью практически не используются. Чтобы уйти в цифровую сферу, предстоит большая работа по разработке и внедрению отечественных программно-аппаратных средств и изменению нормативно-правовой базы. Делать это придется, и делать это нужно как можно быстрее.

Иван Гайченя: Использование беспилотников для доставки спецотправлений пока недопустимо. Фото: Олеся Курпяева/ РГ

Сейчас секретные документы идут только на бумаге?

Иван Гайченя: Да в случае использования во внешнем периметре. Передача секретной информации в цифровом формате возможна только внутри ведомств.

Могут ли появиться беспилотники у Спецсвязи для доставки пакетов, грузов и когда это может произойти?

Иван Гайченя: Не хочу быть категоричным, но, думаю, никогда. Как правило, специальные отправления (грузы) относятся к государственной тайне и иной, охраняемой законом, тайне. Даже временная утрата контроля за сохранностью специальных отправлений является правонарушением и предусматривает серьезную ответственность. Использование беспилотников в нашей работе в данное время недопустимо.

Какие в вашей практике были самые необычные отправления?

Иван Гайченя: Заказчики доверяют Спецсвязи с учетом наших возможностей. Помимо уставных задач, выполняем особо значимые перевозки, например хоккейный Кубок Гагарина, шапка Мономаха, волос пророка Мухаммеда, оклад иконы Казанской Божьей Матери, картины из собраний ведущих российских музеев, в том числе и с негабаритными размерами, и даже мамонтенок Люба. Это далеко не полный перечень.

Спецсвязь перевозит также и коммерческие грузы?

Иван Гайченя: Да, перевозит. Мы пошли в том числе в коммерческую сферу, потому что нужно было зарабатывать деньги. На предприятии занято около восьми тысяч сотрудников. Но из государственного бюджета Главный центр специальной связи финансирование не получает. Приходится думать не только об экономической составляющей в нашей деятельности, но и обеспечивать социальную защищенность работников.

Что касается коммерческих грузоперевозок, то это, как правило, высокомаржинальные грузы - драгоценные металлы, бриллианты, денежная наличность, предметы искусства, а также наркосодержащие препараты и прекурсоры, опасные грузы и грузы со специальным температурным режимом. Например, в настоящий момент мы ведем переговоры с компанией "Алроса".

Для доставки Спецсвязь использует какие-то специальные виды транспорта?

Иван Гайченя: Как правило, легковой и большегрузный автотранспорт. Он переоборудован под специальные требования - по броневой защите, по охранной и пожарной сигнализации, по средствам пожаротушения, установке спецоборудования для перевозки опасных грузов. Спецсвязью заключены также 60 прямых договоров с авиационными и железнодорожными компаниями, есть ряд переоборудованных под специальные отправления железнодорожных вагонов. В собственном парке сейчас более 2,5 тыс. единиц техники. В настоящее время по нашей инициативе нижегородская производственно-коммерческая фирма "Луидор" совместно с "Группой ГАЗ" разрабатывает специализированный бронированный отечественный автомобиль. В мае он должен поступить в наш автопарк.

В какие регионы России доставляете специальные отправления?

Иван Гайченя: Спецсвязь присутствует практически во всех регионах России. У нас 73 территориальных филиала, протяженность только лишь регулярных маршрутов. Отправления идут во все административные центры и муниципальные образования страны, включая закрытые административно-территориальные образования, труднодоступные районы Крайнего Севера. Обеспечиваем доставку спецотправлений в более тысячи войсковых частей. В некоторые отдаленные районы доставляем пенсии и почтовые отправления.

Цифровые носители для специальных отправлений не используют, так как в этом случае гораздо проще похитить секретную информацию

В каких необычных ситуациях приходилось доставлять грузы?

Иван Гайченя: В рамках Соглашения от 1993 года доставляем специальные отправления в ряд государств СНГ. Обмен специальными отправлениями со Службами специальной связи СНГ не прекращался даже в особых условиях. В январе этого года, несмотря на чрезвычайную ситуацию в Республике Казахстан, мы продолжали выполнять договорные обязательства и доставляли специальные отправления. Наши фельдъегери исполняют свои служебные обязанности при любых обстоятельствах, в любых погодных условиях, а зачастую и с риском для собственной жизни.

Какие у вас тарифы в сравнении с другими компаниями-конкурентами?

Иван Гайченя: Очень интересный вопрос. Во-первых, конкурирующих с нами компаний нет в природе. Потому что Спецсвязь - это почтовое логистическое предприятие с особыми уставными задачами. Когда речь идет о конкуренции с нами, это означает, как правило, потенциальное игнорирование вопросов обеспечения безопасности.

Еще один момент - страховое покрытие. Все, абсолютно все грузы Спецсвязи застрахованы. Так, в 2018 году потерпел крушение грузо-пассажирский самолет, перевозивший в том числе и отправления Спецсвязи - валюту на крупную сумму. В результате авиакатастрофы были утрачены миллионы долларов, страховая компания полностью погасила ущерб. Отвечая на ваш вопрос, надо говорить об установлении справедливых прозрачных тарифов, которые включают стоимость перевозки, горюче-смазочных материалов, зарплату водителей, стоимость охраны.

Санкции, введенные Евросоюзом, США и некоторыми другими странами, как-то затронули Спецсвязь? Зарубежные заказчики исправно платят?

Иван Гайченя: Мы существуем не в вакууме, и введенные санкции требуют от нас особых и взвешенных решений. В сложившихся новых реалиях активно выстраиваем новую модель хозяйствования, пересматриваем логистические процессы через дружественные страны, обеспечивая выполнение своих уставных задач в полном объеме.