04.04.2022 19:43
    Поделиться

    Радзиховский: Пока Ленин был работоспособен, никто другой не мог претендовать на "политическое лидерство"

    100 лет назад, 3 апреля 1922 г., произошло историческое событие, о котором сегодня едва ли кто вспомнит.

    Во вторник, 4 апреля 1922 г., "Правда" напечатала следующее скромное объявление: "К сведению организаций и членов РКП. (Российская коммунистическая партия. - Л.Р.). Избранный XI съездом РКП ЦК утвердил секретариат ЦК в составе: т. Сталин (генеральный секретарь), т. Молотов и т. Куйбышев. Секретариатом утвержден следующий порядок приема в ЦК ежедневно с 12 - 3 часа дня: ...во вторник - Сталин и Молотов ...в пятницу - Сталин и Молотов, в субботу - Сталин и Куйбышев. Адрес ЦК: Воздвиженка, 5. Секретарь ЦК РКП Сталин".

    Новым было название "Генеральный секретарь". До сих пор историки не знают, кто и почему предложил такое прилагательное. Причем первый документ в этой должности Сталин, как видим, подписал просто "секретарь ЦК". И не случайно: в Уставе Партии такая должность отсутствует!

    "ЦК организует: для политической работы - Политбюро, для общего руководства оргработой - Оргбюро, и для текущей работы организационного и исполнительного характера - секретариат". Так записано во всех Уставах РКП - ВКП - КПСС начиная с 1920-х и до конца 1980-х (только Оргбюро исчезло в 1952-м). Больше того: с 1934 г. (XVII съезд ВКП) и до смерти Сталина слово "Генсек" пропало, остался просто "Секретарь ЦК" - в годы самой Божественной Власти "несуществующего Генсека"! В сентябре 1953-го появился Первый секретарь, с 1966-го (XXIII съезд КПСС) - вернулся Генсек. Но в Уставе КПСС такой должности, а соответственно, прав и обязанностей с ней связанных, по-прежнему не было. В общем, чеширский кот какой-то: улыбка есть (на всех плакатах!), а должности "Генсек" - нет... "Текущая работа организационного и исполнительного характера" - предельно неопределенная фраза (то ли дело подробно прописанные в Уставе важнейшие политические вопросы: каков кандидатский срок для вступления в КПСС или как начисляются партвзносы!).

    В словах о секретариате нарочно смешиваются два разных (и взаимодополняющих) смысла.

    Это может означать техническую работу, вроде оформления документов ЦК и т.д. - то, чем и занимался "особый сектор" при Сталине, а потом "общий отдел ЦК КПСС". Но есть и совсем другой смысл: Секретариат осуществляет ВСЮ РЕАЛЬНУЮ ("текущую") работу ЦК партии, т.е. подбор и назначение кадров, выработку политических и пропагандистских установок и решений. В действительности, как известно, было и первое, и второе - как две неразделимые проекции одного понятия ВЛАСТЬ.

    Бюрократическая "конспирация" была общим, универсальным принципом советского политического новояза

    Характерно, что в Уставе говорилось про безликий "секретариат", как если бы речь шла именно о Коллективном Руководстве; всякие намеки на единоличное правление исключались. Учитывая этику и эстетику обязательного партийного ханжества и лицемерия, понятно, почему должность Генсека формально не обозначалась. Был тут и еще один смысл: раз права и обязанности не очерчены, то они - БЕЗГРАНИЧНЫ.

    Бюрократическая "конспирация" была общим, универсальным принципом советского политического новояза. Так, в Советских Конституциях до 1977 г. вообще не упоминалась КПСС - точно как в Уставе КПСС не упоминался Генсек. О ГЛАВНОМ - молчание. "Текст слов" - для ритуала, всем известный смысл - между строчками. В какой-то мере эту "идеологию двоемыслия" преодолевала российская Конституция-1993, где хотя бы огромная, "царская" власть Президента была обозначена.

    Пока Ленин был работоспособен, никто другой в принципе не мог претендовать на "политическое лидерство"

    Впрочем, роль Генсека должна была вызреть.

    В 1917-1919 гг. Секретариат ЦК возглавлял Свердлов. Для председателя ВЦИК это не было основной работой, он просто курировал маленькую партийную канцелярию. После него, в 1919-м "ответсекретарем ЦК" была Стасова, "товарищ Абсолют". Фанатично преданная Ленину, она никогда не претендовала на самостоятельную политическую роль, была именно что техническим секретарем. В 1919-1921 гг. ответственным секретарем ЦК был Крестинский - человек влиятельный (член Политбюро!), но по характеру, как пишут, довольно мягкий, без лидерских амбиций. К тому же главной, самой трудоемкой его должностью было руководство Наркоматом финансов. Наконец, в 1921-1922 гг. основную роль в секретариате играл Молотов. В то время никто в Партии не считал его "политическим тяжеловесом", он, опять же, выполнял скорее технические функции, хоть и был он кандидатом в Политбюро. Считается, что выдвинул своего друга Молотова (31 года от роду!) на пост секретаря Сталин - это была, так сказать, репетиция его собственной роли.

    Главное: пока Ленин был работоспособен, никто другой, какую бы должность ни занимал, в принципе не мог претендовать на "политическое лидерство". Но Ленин был прежде всего Вождем Страны и Государства, а созданная им Партия играла для него роль "технического средства" реализации его общих политических идей. В партийно-цековскую кухню председатель Совнаркома не слишком вникал: ставил общие задачи и требовал исполнения.

    Соответственно, и секретариат был, и правда, лишь "аппаратом", исполнительным органом, так или иначе осуществлявшим решения Политбюро - реально высшей инстанции.

    Вместе с тем Партия, эта огромная полузакрытая структура, соединявшая дух экстремистского подполья и бесконтрольной бюрократической организации, была "беременна Вертикалью". И, с одной стороны, объективно диктаторское положение Партии - стержня всей Системы Власти в стране, и, с другой стороны, внутренний мафиозно-военизированный ("товарищеский") дух Партии - просто требовали Диктатора в самой Партии.

    О "рождении Вождя из духа идеологии" - в следующей статье.

    Поделиться