04.04.2022 09:45
    Поделиться

    В Воронеже показали нашумевший спектакль для подростков "Лис Peace"

    Историю о дружбе, предательстве и прощении поставила для "Театрального проекта 27" (Санкт-Петербург) молодой режиссер Юлия Каландаришвили. Спектакль ориентирован на самую сложную, подростковую, аудиторию, но оказался интересен и взрослым. Показы на фестивале "Маршак" в Воронеже прошли с аншлагами.

    Сюжет о мальчике Питере, который приручил лисенка, а потом под давлением отца бросил его в лесу, взяли из книги Сары Пеннипаркер. По ее мотивам была написана пьеса (автор - Клава Ильина). По сути, это вариации на тему "Маленького принца", с теми же вопросами - что значит дружить и быть в ответе за того, кого любишь; как расстаться, если это неизбежно, и пережить разлуку. Для искусства проблематика благодатная, но коварная: очень легко соскользнуть как в дешевую сентиментальность, так и в назидательность. Юлия Каландаришвили постаралась пройти между двух огней, выбрав интонацию повествовательную, а не лирическую.

    Главный герой большую часть спектакля находится в дороге - отец, уходя добровольцем на фронт, отвез Пита к дедушке, но мальчик пытается вернуться туда, где оставил своего Лиса. На этом пути много чего приключается, к моменту встречи Питер становится взрослым (по крайней мере, психологически) и даже успевает попутно избавить случайную знакомую от посттравматического стрессового расстройства. Загадочная одноногая Вола в прошлой жизни была врачом и, кажется, снайпером на войне. Вернулась опустошенной, сделала несколько марионеток и долгие годы проигрывала для себя спектакль в сарае. Пока не появился Пит и не показал ей кукольную притчу о птице Феникс.

    Теме ПТСР и "восстания из пепла" уделено несколько больше внимания, чем может выдержать рядовой зритель. Чтобы рассказать историю Волы внятно и убедительно, потребовался бы отдельный спектакль. Даже со скомканной побочной линией женщины-снайпера "Лис Peace" идет без малого три часа. Актер Иван Писоцкий, который отвечает на сцене за все, кроме света и музыки, героически перепрыгивает из одного персонажа в другой. Но когда обрывистая, скупая речь Волы вдруг сменяется подробными философскими сентенциями, образ моментально распадается. Иван по-прежнему имитирует нервный тик и прилагает максимум усилий, чтобы спасти свою героиню от банального резонерства. Инерция текста сильнее.

    Визуально спектакль лаконичен: "человек-оркестр" одет по-походному, из реквизита - туристическая палатка, пенка и стремянка. Палатка служит домом, сараем и норой, пенка изображает ручей. Из лестницы можно сделать любое препятствие, костыли и даже опасного койота. Капюшон защитного цвета - Иван в образе Пита. Стоит вывернуть оранжевую изнанку - он уже Лис. Рыжей меткой может быть напульсник, маска, носки - маленькой детали в костюме и поведении (почесался, понюхал воздух), смены интонации здесь достаточно, чтобы переключиться в другой регистр.

    Подростков, остро переживающих дисгармонию мира, обычно притягивает то, что его упорядочивает. Рифмы, метафоры, символы - такой красоты в спектакле предостаточно. Война выбивает почву из-под ног калеки Волы; убитый собственной подлостью Пит в дороге нечаянно ломает плюсну; маленький лисенок теряет лапу, подорвавшись на растяжке. Фраза "вас двое - и не двое", описывающая сродство друзей, повторяется множество раз. Хэппи-энда не предусмотрено. Но зритель ведь помнит, что птица Феникс умеет возрождаться из пепла…

    Прямая речь

    Юлия Каландаришвили, режиссер:

    - Часто в театрах, которые работают на детскую и подростковую аудиторию, очень мало знают про самих детей. Для меня важно понимать их не с точки зрения личного опыта и личных воспоминаний (мое детство уже переработано психикой, чтобы помнить только то, что не травмирует), а объективно. Для этого в "Театральном проекте 27" есть свой психолог. Он знает особенности восприятия детей в каждой возрастной категории и может подсказать, как в спектакле не просто поделиться своей болью, но использовать ее и направить в то русло, чтобы она позволяла зрителю расти.

    Поделиться