Аналитики оценили последствия новых санкций ЕС для российских банков

Новые санкции, которые планирует ввести Евросоюз против нескольких российских банков, не станут причиной нестабильности в российском финансовом секторе, считают опрошенные "РГ" аналитики. Однако впоследствии крупнейшим российским банкам может понадобиться докапитализация.
Алексей Витвицкий/ РИА Новости

Ранее во вторник глава Еврокомиссии (ЕК) Урсула фон дер Ляйен анонсировала меры, которые планируется включить в пятый проект антироссийских санкций Евросоюза. В частности, как заявила фон дер Ляйен, предлагается "полный запрет на операции с четырьмя ключевыми российскими банками, в том числе с ВТБ, вторым по величине российским банком". "Эти четыре банка, которые сейчас полностью отрезаны от рынков, составляют 23% доли рынка в российском банковском секторе. Это еще больше ослабит финансовую систему России", - считает глава ЕК.

Интерпретации прямой речи фон дер Ляйен до окончательной формализации ограничений могут быть неточны: пятый санкционный пакет Евросоюза еще не опубликован. Но пока можно предположить, что после всех уже реализованных санкций речь идет не столько об активах или операциях самих банков, сколько об ограничениях или рекомендациях для зарубежных компаний в части открытия специальных счетов в российских банках в целях расчетов за поставки ресурсов российскими экспортерами, говорит управляющий директор отдела валидации агентства "Эксперт РА" Юрий Беликов. По крайней мере, такая интерпретация вписывается в общий контекст ограничения экспортно-импортных операций, добавляет он.

Де-факто Евросоюз теперь присоединяется к самому жесткому варианту санкций в отношении российских банков, указывает аналитик ФГ "Финам" Игорь Додонов. Так, изначально наиболее жесткие блокирующие санкции против того же ВТБ ввели США и Великобритании (всем гражданам и юрлицам этих стран запрещено иметь любые дела с ВТБ, они должны прекратить с ним любые экономические отношения). "При этом со стороны ЕС полного запрета, судя по всему, не было, и ВТБ какие-то операции все-таки мог проводить, хотя и весьма ограниченные, учитывая отключение от SWIFT", - отмечает Додонов.

При этом оба эксперта сходятся во мнении, что об ограничениях против крупнейшего российского банка - Сбербанка - речи, видимо, пока не идет: его доля отечественного рынка по активам превышала в феврале 31%.

По мнению Беликова, новые санкции сами по себе не влекут потребность в докапитализации крупных российских банков. "Концентрация бизнеса российских банков на внутреннем рынке устойчиво росла с 2014 года и к 2022 году, можно сказать, приблизилась к максимуму. После потери некоторыми крупными банками дочерних организаций за рубежом спровоцировать прямые потери новыми санкциями уже нельзя. Но на среднесрочном горизонте отдельным участникам банковского рынка, конечно, может требоваться докапитализация", - считает эксперт. Это обусловлено неравномерным распределением запаса финансовой прочности по кредитным организациям при ожидаемом росте потерь по кредитному риску.

"Также не стоит забывать, что потери от обесценения ценных бумаг временно не отражаются в отчетности в соответствии с регуляторными мерами поддержки, но в конечном счете их нужно будет отразить, тогда как полное восстановление справедливой стоимости финансовых инструментов не гарантировано", - говорит Беликов.

По оценке Додонова, нынешний год для российских банков, судя по всему, окажется очень сложным. "По разным оценкам, российская экономика в 2022 году может сократиться на 8-10%, и банковский сектор также будет испытывать серьезное давление. В то же время за последние годы российские банки накопили существенный запас прочности, и сейчас выглядят гораздо сильнее, чем в ходе кризиса 2014 года. Учитывая поддержку со стороны правительства и ЦБ РФ, я рассчитываю, что объявленные санкции не приведут к потере устойчивости в секторе, хотя, безусловно, окажут негативное воздействие на бизнес банков", - говорит эксперт.

Ранее во вторник глава ВТБ Андрей Костин заявил журналистам, что банк рассчитывает на докапитализацию, но пока рано говорить о сумме и источниках пополнения капитала. По его мнению, речь идет не только о докапитализации ВТБ, но и банковского сектора в более широком смысле. "Я думаю, что в течение года будет понятна динамика этих процессов, конечно, мы ожидаем убытки банковского сектора. Но говорить о каких-то конкретных цифрах я бы сейчас не стал", - сказал Костин (цитата по "Интерфаксу").

О санкциях США против крупнейших российских банков было объявлено практически сразу после начала российской специальной военной операции. На ВТБ, Совкомбанк, Новикомбанк, "Открытие" были наложены блокирующие санкции (блокировка активов в американской юрисдикции, запрет на долларовые транзакции и любые транзакции с американскими контрагентами, в том числе через корсчета), на Сбербанк наложены санкции в отношении корсчетов - всем финансовым институтам США было тогда предписано закрыть их в течение 30 дней, частичные ограничения введены на операции Московского кредитного банка, "Альфа-Банка", Газпромбанка и Россельхозбанка. Тогда же банк ВТБ попал под санкции Великобритании, в конце марта британский санкционный список пополнился еще несколькими крупными российскими банками. До этого европейские и американские блокирующие санкции были введены на Промсвязьбанк и банк "Россия".

Кроме того, в рамках очередного пакета антироссийских санкций Евросоюз с 12 марта отключил от международной системы передачи финансовых сообщений SWIFT семь российских банков. От нее были отключены ВТБ, "Россия", "Открытие", Новикомбанк, Промсвязьбанк, Совкомбанк и ВЭБ.РФ.