Хотя ситуация на первый взгляд кажется пугающей, во многих случаях речь все же идет не о полном прекращении деятельности, а о некоей ее приостановке. В случае улучшения отношений с Россией большинство компаний планирует вернуться на рынок, так что громкие заявления и реальный уход - это далеко не одно и то же. Полностью прекратить работу в нашей стране решили только Shell, Daimler Truck и British Petroleum, при этом вывести капитал из России им все равно не удастся. Указ президента от 1 марта 2022 года, по сути, блокирует выход иностранных инвесторов из российских активов.
Важно то, что никто из иностранных пока компаний не заявил о том, что продает долю в российском бизнесе и прекращает отношения со своими арендодателями. Это объясняется тем, что ситуация рано или поздно стабилизируется и деятельность уже не будет чревата репутационными потерями. А вот необдуманный поспешный уход вполне может обернуться серьезными неприятностями. Во-первых, рынок займут российские игроки, а во-вторых, будут потеряны производственные мощности, а это неизбежные и очень крупные финансовые издержки.
Уход компаний неизбежно вызывает и потерю рабочих мест. Поэтому один из самых острых вопросов на сегодня - что будет с этими людьми? Вполне возможно, что за приостановкой деятельности следует ожидать сокращения работников. При этом с юридической точки зрения крупные компании вряд ли будут жертвовать своей репутацией, так что все требования ТК, вероятнее всего, будут строго соблюдаться. В случае нарушения закона работники имеют право защищать свои интересы через трудовую инспекцию, прокуратуру или даже суд. И то, что в данном случае речь идет об иностранной компании, никакого значения не имеет.
Правительство нашей страны сейчас рассматривает три варианта развития взаимоотношений с иностранным бизнесом. Первый - продолжение работы в России в полном объеме. Второй - передача своей доли под управление российских партнеров с сохранением возможности возвращения на рынок. И третий - прекращение работы в РФ, закрытие производства, увольнение персонала. Этот вариант будет расцениваться как умышленное банкротство и повлечет за собой национализацию имущества компании. Кстати, все компании, временно покинувшие российский рынок, имеют общие обязательства на сумму около шести триллионов рублей.
В первую очередь необходимо защитить интересы инвесторов, которые в силу обстоятельств вынуждены были принять невыгодные для бизнеса решения. Важно не разрушать, а поддержать бизнесы, сохранив структуру собственности, управления и рабочие места. Не допустить остановки технологических процессов и разрушения/ выхода из строя дорогостоящего оборудования. Важно видеть не эмоциональную составляющую, а прагматичную: соблюдение закона, защиту инвесторов и инвестиций, сохранение рабочих мест, сохранение цепочек производства.