Отток мигрантов из ближнего зарубежья неминуем из-за падения доходов и роста валютных курсов, отметил генеральный директор маркетплейса для самозанятых Qugo Игорь Знак:
- Мы уже видим снижение размера доходов по ряду специальностей, довольно популярных среди мигрантов. И это сокращение только рублевое. К примеру, если говорить про мигрантов-курьеров, то на нашей платформе средний заработок за неделю у них раньше составлял 20-21 тысячу рублей. Теперь он уменьшился до 14-18 тысяч. Мигранты приезжают работать в Россию шесть дней в неделю по 12-14 часов в день. Это очень высокий темп. Чаще всего они устраиваются в несколько мест сразу, чтобы иметь возможность зарабатывать от 60 до 100 тысяч рублей в месяц. Сейчас их доход снизился на 25 процентов. Кроме того, полученные суммы надо отправить на родину. Обычно мигрантов интересуют валюта их страны или доллары. А по отношению к ним рубль упал.
Работа в России становится менее популярной у выходцев из Средней Азии не первый год. К примеру, выходцы из Киргизии и Узбекистана уже несколько лет предпочитают страны арабского мира. Сейчас многие из них выбирают ОАЭ: там можно заработать больше, несмотря на местные цены, сообщил Игорь Знак. По его мнению, в скором времени произойдет еще больший отток привычных для нас мигрантов в Европу, Азию и арабские страны. Помимо валютного фактора влиять на ситуацию будет и уменьшение числа вакансий в РФ.
- На фоне изменений в экономике ряд крупных компаний планирует сокращение численности штатного и внештатного персонала. Бизнес стал тщательнее, избирательнее подходить к вопросу найма. Например, в пандемию избыток рабочей силы был актуален буквально два-три месяца локдауна и примерно полтора месяца после его окончания. Далее ситуация выровнялась: исполнители снова смогли выбирать работодателей. В какой-то степени ситуация сегодня напоминает начало локдауна, - добавил эксперт. - До недавних пор многие заказчики рассматривали любых сотрудников, которые подходят под минимальные требования, а дальше отсеивали неэффективных. В скором времени компании из разных отраслей, в том числе из строительной, начнут еще серьезнее фильтровать людей и нанимать преимущественно граждан РФ, поскольку на рынке появится много свободных кадров.
Но в некоторых отраслях, напротив, появится много свободных рабочих мест. Это касается прежде всего строительства, жилищно-коммунального хозяйства и рынка пассажирских такси, считает доцент кафедры международного бизнеса и таможенного дела РЭУ имени Г. В. Плеханова, кандидат экономических наук Игорь Хмелев: "Но привлечь в эти отрасли российскую рабочую силу, учитывая тяжелые условия труда, будет непросто".
"РГ" попросила аналитиков рекрутинговой платформы HeadHunter определить текущую расстановку сил по нескольким профессиям, не требующим высокой квалификации, в шести регионах Центрального округа.
Анализ за период с 1 января по 9 марта 2022 года показал, что особенно сильно в ЦФО не хватает разнорабочих. В HeadHunter для оценки конкуренции используют индекс, определяемый как отношение числа резюме (активных хотя бы один день за последний месяц) к числу вакансий (созданных или обновленных за последние два месяца). Нормальным считается показатель пять - шесть. Так вот, для разнорабочих он колеблется от 0,5 в Ивановской области до 0,9 в Воронежской. Свободных ставок - сотни.
Немногим более благополучной выглядит ситуация с дорожными рабочими. В Воронежской области на hh.ru для них размещено 168 вакансий - и всего 18 подходящих резюме. В Смоленской имеется восемь претендентов на 34 места. В Ивановской - четыре на 54. Похожий расклад сложился в Калужской, Тульской и Белгородской областях.
Менее одного кандидата на вакансию приходится в сегменте дворников и уборщиков. В Воронеже, Туле и Белгороде индекс равен 0,7, в Калуге - 0,9. Спрос на грузчиков в основном соответствует предложению, небольшой дефицит наблюдается в Ивановской области. Довольно много желающих потаскать тяжести живет в Воронежской и Белгородской областях. От каждой на портале зарегистрированы примерно по 650 потенциальных грузчиков, а вакансий для них - 411 и 230 соответственно.
Низкоквалифицированные кадры охотно идут в упаковщики. На Белгородчине на каждую такую вакансию приходится по девять резюме: 846 кандидатов, 94 предложения от работодателей. В других регионах конкуренция не превышает двух человек на место, в Смоленской области - менее одного. Тепличные комплексы готовы нанять 10 человек на Смоленщине, по восемь - в Воронежской и Белгородской областях, шесть - в Тульской. Соискателей - ноль.
Судя по статистике портала, штат мусоросортировочных комплексов, где также нередко трудятся мигранты, укомплектован полностью. В шести рассмотренных регионах нашлась всего одна вакансия для сортировщика: его ждут в Тульской области. Для сборщиков ягод и грибов предложений нет.
В марте в рамках "Российской строительной недели" заместитель исполнительного директора Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Наталья Желанова отмечала, что из 6,6 миллиона человек, занятых в строительной отрасли, на долю иностранных граждан приходится около одного миллиона. Причем, согласно исследованию НОСТРОЙ от 2020 года, по ряду специальностей (рабочим и разнорабочим) вакансии почти полностью закрываются мигрантами. По статистике МВД их несколько меньше: примерно 800 тысяч. При этом недостаток кадров в строительстве - как синих, так и белых воротничков - по разным оценкам составляет от 500 тысяч до нескольких миллионов человек. Зампредседателя Общественного совета при Минстрое России Олег Бетин заявил, в частности, что для выполнения нацпроекта "Жилье и городская среда" в отрасль должно приходить не менее 100 тысяч сотрудников в год. По его мнению, решить этот вопрос только за счет привлечения мигрантов невозможно. Однако невозможно и совсем обойтись без них (к чему нередко призывают горячие головы), подчеркнул президент НОСТРОЙ Антон Глушков:
- Единовременно подготовить необходимое количество своей рабочей силы, чтобы выполнить хотя бы нацпроекты, мы не сможем. По строительным специальностям в стране готовит кадры 1280 ссузов, выпуская 46 тысяч человек в год. Официально на стройку из них идет только 37 процентов. Этого недостаточно для компенсации естественной убыли по возрасту. Постараемся обеспечить нормальное взаимодействие колледжей с работодателями, производственную практику... Отказаться от мигрантов сегодня нельзя, но можно усилить контроль над качеством их подготовки. Мы предлагаем формализовать въезд и учет рабочей силы, организовать реестр иностранных работников с подтверждением их квалификации.
В Национальном объединении строителей уже взаимодействуют с Узбекистаном: создана экзаменационная платформа для оценки знаний по 31 профильной специальности. Пятая часть вопросов посвящена охране труда. Машинный интеллект сравнивает лицо экзаменуемого с его паспортом, все ответы фиксируются на видео. Подрядные организации - члены НОСТРОЙ (а их 97 тысяч) - могут оформлять через платформу заявки на кадры и просматривать профили тех, кто уже получил сертификат. Возможно, аналогичное сотрудничество удастся выстроить с Республикой Таджикистан.
- Кадровая проблема отрасли состоит не только в том, что вузы выпускают "не тех", а колледжи готовят специалистов, которые куда-то исчезают. Могу сказать на нашем опыте: только 20 процентов сварщиков, маляров, штукатуров, столяров устраиваются по специальности, - рассказал глава департамента градостроительной политики Москвы Сергей Левкин. - Это не потому, что их плохо обучили. А потому, что мы не создали на стройке условия, в которых москвич или калужанин захочет работать. Слабая охрана труда, низкий уровень комфорта... Я недавно был на выставке в Дубае и посмотрел, как строится 23-этажный отель. Здание 25 на 25 метров в плане. И - восемь грузовых лифтов! Конечно, люди там будут эффективно работать, они не тратят времени на подъем материалов. Уже не говорю о том, какие у них каски, инструменты и приспособления. А у нас в среднем по больнице сплошь ручной, неквалифицированный, очень тяжелый и грязный труд, проживание в бытовках. Ну какой наш ребенок пойдет на такую стройку? Никакой.
Наталья Данина, главный эксперт hh.ru по рынку труда:
- У россиян накоплен опыт преодоления кризисов, выстроены личные связи, которые необходимы для взаимопомощи. Допускаю, что вокруг людей, которые уже все это проходили, будут строиться новые центры притяжения, новые точки инфраструктуры. Взросление населения продолжится, и новая когорта людей, выходящих на рынок труда, будет немногочисленной. Востребованными могут оказаться навыки людей старше 40-45 лет. Сотрудники будут держаться за свое место и меньше, чем прежде, стремиться менять нормальную работу на хорошую. А компании воспользуются этим и постараются выбрать на рынке лучших.