Поделиться

    Производители лекарств готовы выстраивать новые логистические цепочки

    В Калужской области объявили о размещении в индустриальном парке Ворсино трех новых заводов фарминдустрии. Таким образом, число участников калужского фармкластера выросло почти до 70. О чем это говорит? Как чувствует себя отрасль в сложившихся условиях?
    Владимир Смирнов/ ТАСС

    - Санкции не затронули фарминдустрию. На заседании правления Калужского фармацевтического кластера я общался с руководителями предприятий. Они настроены оптимистично. Все предприятия Калужского фармацевтического кластера продолжают работать в штатном режиме. Ряд компаний реализует крупные инвестиционные проекты, - сообщил корреспонденту "РГ" генеральный директор "Агентства инновационного развития - центр кластерного развития Калужской области" Павел Гранков.

    Новым резидентом индустриального парка Ворсино стал "Фарматек-Калуга" с проектом строительства современного предприятия по выпуску лекарственных препаратов. "Медтех Протект" наладит в этой промзоне производство одноразовых шприцев третьего поколения, которые невозможно использовать дважды - их еще называют "саморазрушающиеся". Также в калужский фармкластер войдет "Биофарм-К", специализирующийся на выпуске активной субстанции солей гепарина. Кроме того, по информации пресс-службы правительства региона, турецкая компания "Хаят", производящая изделия санитарно-гигиенического назначения, приступила к пусконаладке оборудования на новом заводе в парке Ворсино.

    Заметим, что Калужский фармкластер - один из первых в стране в этой отрасли. Его особенностью является то, что он объединяет промышленное производство готовых лекарственных форм, разработку технологий производства препаратов и инжиниринг, разработку, лицензирование и опытное производство оригинальных фармсубстанций, а также услуги по обеззараживанию и утилизации отходов фармпроизводства. В числе инвесторов как иностранные компании, так и отечественные. С началом пандемии в условиях закрытия границ, как отмечает Павел Гранков, заметно вырос интерес к размещению производства на калужской земле у российских инвесторов. Другая особенность Калужского фармкластера связана с подготовкой кадров: на базе Обнинского института атомной энергетики (ИАТЭ НИЯУ МИФИ. - Прим. ред.) был создан Центр практического обучения специалистов фармацевтической отрасли.

    - Санкции не коснулись лекарственных форм. Но препараты состоят из множества составляющих, - пояснил председатель Ассоциации "Калужский фармацевтический кластер" Игорь Пожарнов. - Например, лактоза, глюкоза - импорт. Глюкозу вообще называют стратегическим сырьем. А без них в создании современных лекарственных препаратов не обойтись. Кроме того, практически все таблетки сегодня гранулированные. И как раз капсулы и "глазурь" в нашей стране фактически не производятся. Давно стоял вопрос о том, что надо эти компоненты выпускать в России, но все тянули.

    Даже картона нужного качества, на который фармацевтам надо ставить печать маркировки, по словам Пожарнова, нет: закупают финский. Впрочем, и в целесообразности самой маркировки в нынешней ситуации фармацевты сомневаются. Еще один вопрос - первичная упаковка из алюминиевой фольги. Алюминий в стране есть, фольга тоже. Но для фармотрасли ее закупали за границей. Она должна отвечать определенным показателям, ее проще было бы импортировать. Ведь в фарминдустрии, где все связано непосредственно со здоровьем человека, не так просто заменить один компонент на другой: все требует тщательного анализа и испытаний.

    - Все препараты проходят выпускающий контроль, который гарантирует их соответствие стандартам, - приводит пример Игорь Пожарнов. - Для этого нужны эталонные реактивы, на которых работают приборы. И реактивы, и приборы - импортные. Для транспортировки нужны особые условия. Сегодня мы обсуждаем, как их довезти, как заплатить транспортным компаниям. Пока сырье есть, работаем. Сейчас ведутся переговоры с глобальными компаниями о необходимых действиях, чтобы не было дефектуры. Надо выстраивать новые логистические цепочки. Я уверен в завтрашнем дне, но все требует времени.

    - Говорить о катастрофе не приходится, - уверен Олег Тутубалин, исполнительный директор рязанской компании, которая занимается разработкой и производством медицинских и косметических препаратов, а также внутрисуставных протезов. - Но пока проблемы цепляются одна за другую. Например, банк попал под санкции. Приходится лавировать, пользоваться услугами другой кредитной организации.

    Европейский рынок для нас закрыт, и мы активнее выстраиваем связи внутри России

    Столкнулась компания и с ситуацией, когда банк с увеличением ставки в два раза поднял проценты по пользованию открытой ранее кредитной линией.

    Продукция компании поставляется и на европейский рынок. Проблемы возникли как с экспортом, в частности с доставкой уже оплаченной продукции потребителям, так и с импортом оборудования.

    - Есть сложности с логистикой. Приходится искать пути через третьи страны. Но это занимает в два-три раза больше времени. Сейчас европейский рынок для нас закрыт, и мы активнее выстраиваем связи внутри России. Также ищем партнеров в арабских странах: оказалось, их очень интересует наша продукция. Наладить новые связи помогает Рязанский экспортный центр. Специалисты помогли также найти варианты и с доставкой оборудования, используя свои связи в Армении, Грузии, Белоруссии. Решения находятся, - рассказал Олег Тутубалин. - Механизмы господдержки работают. Но, к сожалению, некоторые банки ведут себя некорректно, пытаясь заработать на нас и на текущей ситуации.

    Еще одна проблема отрасли - оборудование, поставляемое из Европы и США. Как пояснил корреспонденту "РГ" руководитель рязанского Центра поддержки экспортно ориентированных малых и средних предприятий Артем Лазутин, сейчас приходится переориентироваться на отечественных производителей, а также из стран СНГ и Азии. По его словам, зачастую оборудование однотипное, оно вполне взаимозаменяемо и к тому же дешевле. Однако сложности перехода связаны с оценками качества и рядом параметров соответствия требованиям фармотрасли. Впрочем, по его мнению, к лету эти вопросы будут сняты.

    Артем Лазутин также обратил внимание на ниши, освобождающиеся в связи с уходом некоторых иностранных компаний с российского рынка. В частности, производство простейших расходных материалов, таких как физраствор, медицинские салфетки, спиртовые растворы. По его словам, с уходом конкурентов отечественные производители готовы занять эти ниши в кратчайшие сроки. Многие фармпредприятия в Рязанской области и в других регионах могут синтезировать и воспроизводить субстанции, которые ранее получали из-за рубежа, однако зачастую просто не знают о возможностях соседей. По мнению эксперта, сейчас необходимо развивать кооперативные связи внутри страны.

    Поделиться