Как выяснилось - применим, и более того: пока рынок только раскачивается в сторону широкого применения этой технологии, ее уже усовершенствовали.
- На смену 3D-печати пришла инновационная 5D-печать. С помощью нее можно решaть проблемы дефицита запчастей и расходных материалов, - уточняет Анатолий Тулаев, директор производственного предприятия ООО "ТМПК-Волгоград". Если "тройка" предназначается прежде всего для прототипов, то "пятерка" находит широкое применение в традиционных отраслях.
Такие технологии сейчас как никогда кстати: прежде всего, они дают независимость от поставщиков, затем - сокращают логистические затраты на транспортировку и хранение.
К примеру, эксперты оптимистично смотрят на идею печати автозапчастей. В качестве примера можно привести уплотнительное кольцо на поршень, считает Анастасия Дружинина, маркетолог инвестиционной компании Kama Flow. Оно изготавливается из термополиуретана и должно быть прочным и износостойким. Стоимость закупки такого кольца у поставщика до санкций составляла 1000 рублей, а срок его службы - 12 часов. С помощью технологий пятиосевой печати такое кольцо со сроком службы 48 часов можно изготовить по цене 16 рублей.
Нет проблем и с расходниками. Российские производители материалов для FDM 3D-печати давно выпускают ударопрочные, негорючие, кислотно- и маслостойкие материалы, а также гибкие полиуретановые полимеры, восковые, атмосферостойкие и токопроводящие термопласты, уверяет Александр Михайленко, гендиректор Redfab. Поэтому серии 3D-печатных изделий в 10 000 единиц уже никого не удивляют.
Однако если под рукой нет прочных материалов, а условия эксплуатации позволяют, то при желании можно печатать хоть пластиковыми бутылками, если их переплавить в нить, добавляет Тимофей Геращенко, тренер олимпиадного отделения Школы программистов по робототехнике.
Конечно, есть и проблемы. Отсутствие отечественного софта - один из главных вопросов, который необходимо решить для развития технологии, полагает Денис Хитрых, R&D директор АО "КАДФЕМ Си-Ай-Эс".
- По мере роста популярности аддитивного производства проблемы с надежностью, приводящие к поломке деталей, будут сохраняться. Один сбой во время печати из-за внутренних напряжений или тепловой деформации может стоить компании десятков и сотен тысяч рублей, вкладываемых в разработку изделия, может задержать доставку деталей заказчику и даже разрушить детали дорогостоящего 3D-принтера, - делится эксперт. - Чтобы сократить число сбоев, инженеры используют специальное импортное программное обеспечение. И именно его отечественные аналоги в настоящий момент отсутствуют.
Другой вопрос - традиционно кадровый, утверждает Константин Шафранский, заместитель декана факультета робототехники университета "Синергия". В стране нет отечественного аналога обучения инженеров-технологов по международной программе Additive Minds ("Аддитивное мышление").
Тем временем технология делает первые робкие шаги. В нашей стране ее уже используют для строительства зданий (жилых и коммерческих), напоминает Екатерина Косарева, управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult. По своим теплоизоляционным и эксплуатационным характеристикам эти дома ничем не уступают тем, что построены традиционным способом. Здания проходят экспертизу, и их вводят в эксплуатацию, как любые другие.
А в октябре прошлого года Центр аддитивных технологий (ЦАТ) госкорпорации "Ростех" получил от Минпромторга России лицензию на серийное производство изделий для гражданских авиалайнеров, вертолетов и двигателей. К настоящему моменту ЦАТ освоил производство более 400 видов различных деталей.