В полноценном режиме строительный класс откроется 1 сентября, а пока он существует в виде факультатива. Журналистов пригласили на первую пару. Да-да, здесь уже не уроки, а пары по 1-1,5 часа. Ребята узнали, что такое опалубочный щит, про жизненный цикл зданий, что кубометр бетона весит 2,5 тонны и застывает 28 дней. Парнишка лет 15 в костюме с деловым видом проверяет крепления на учебной установке и интересуется, что прочнее, сталь или чугун.
- Разновидностей стали не сосчитать. Для инструментов используются одни, для строительных конструкций - другие. Есть специальные сплавы, выдерживающие большую нагрузку, загибы, - Зоя Беляева, завкафедрой строительных конструкций и механики, старается говорить о сложном просто.
Уже после занятия она поясняет, что это не подготовка к поступлению и никаких экзаменов не планируется. Скорее, профориентация и расширение кругозора. Ребятам расскажут, чем занимаются на стройке архитекторы и инженеры: проектировщики, конструкторы, электрики, специалисты по отоплению и вентиляции и т. д. Познакомят с современными технологиями и материалами.
- Обучение идет гораздо лучше, когда абитуриент выбирает факультет осознанно, а не по принципу "самый популярный". У нас в институте конкурс в среднем шесть человек на место, но мы видим, что не всем нравится потом учиться. Отсев достигает 30 процентов, кто-то сразу понимает, что "не его" это, кто-то только к 4-му курсу. Плюс психологически переход из школы в вуз непрост для первокурсников. Одна из целей стройкласса - помочь ребятам быстро адаптироваться, - говорит педагог.
В прошлом году кафедра строительных конструкций и механики подготовила около 80 специалистов, а весь стройфак - 400, но потребности рынка, очевидно, больше. Работодатели постоянно просят на практику толковых студентов или порекомендовать новых сотрудников, признается Зоя Беляева. Выпускники с дипломом стройфака могут работать не только инженерами, мастерами, прорабами, но и оценщиками недвижимости, сметчиками, в других смежных направлениях.
Несмотря на то что школа №2 английская, а не физико-математическая, именно она первой решилась на эксперимент. Думали, желающих наберется человек 15, а их оказалось вдвое больше. Это ребята 8-11-х классов, которые обучаются в основном по технологическому профилю.
- Наши дети очень хорошо знают иностранный язык и понимают, что он должен быть к чему-то приложен. Мало кто из них станет лингвистом, а вот строитель, владеющий английским, который может сотрудничать на международном уровне, организовать работу с различными компаниями, представляет интерес, - рассуждает директор учебного заведения Светлана Расторгуева.
Соединить лирику и физику она предполагает на спецкурсе по техническому переводу: школьники будут переводить отраслевые тексты, с терминами. Конечно, учителя не прорабы, но, во-первых, большая часть терминов - интернациональная и понятная, во-вторых, если нужно, подскажут коллеги из вуза.
По словам Александра Ямова, директора архитектурно-строительного центра Института строительства и архитектуры УрФУ, пока в пилотном проекте участвует одна школа, в перспективе могут присоединиться еще 2-4. Ученикам обещают увлекательные инженерные игры, а на стройплощадке - возможность "пощупать" все руками. Не факт, что все они после 11-го класса пойдут проектировать и возводить, тем более что дополнительных баллов при поступлении профильный класс пока не дает, но, если выберут другую инженерную стезю, тоже неплохо. А если все-таки предпочтут строительство, без работы точно не останутся: Екатеринбург сдает по 1-1,5 миллиона квадратных метров жилья в год и около миллиона квадратных метров промышленных объектов. Отрасль на треть наполняет бюджет города и обеспечивает 30 процентов занятости.
София Купрейчик - как раз из любопытствующих. Намекает: месить грязь на площадке не собирается, будет поступать на факультет госслужбы, но ведь можно потом устроиться в департамент архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений.
- Не обязательно быть инженером, главное - разбираться в этом. Так что знания не лишние, - считает девушка.