Санкции Запада не остановят навигацию российских танкеров в Арктике

Атомные ледоколы более, чем на 90%, построены из российских комплектующих. Об этом рассказали "РГ" в пресс-службе "Росатома". Таким образом, санкции на поставку технологий и комплектующих, введенные Западом, навигацию российских танкеров в Арктике не остановят.
EPA

В "Росатоме" заявили, что сейчас в Санкт-Петербурге на площадке АО "Балтийский завод" продолжается строительство трех универсальных атомных ледоколов: "Урала", который начнет использоваться в 2022 году; "Якутии", который вступит в эксплуатацию в 2024 году, а также "Чукотки" - он начнет использоваться в 2026 году. На Северном морском пути (СМП) в данный момент работают ледокол "Арктика" и ледокол "Сибирь".

Ледоколы необходимы для экспорта углеводородов из России по Северному морскому пути (СМП), поскольку большую часть года воды, по которым проходит транспортировка, покрыты льдом. В Западном секторе СМП (путь в Европу) климат более мягкий. А вот в восточном секторе толщина льда превышает 4 метра. Несмотря на некоторое потепление климата в Арктике, проход по этому маршруту зимой и весной невозможен без ледокольной проводки. Планируется, что круглогодичная навигация в восточном секторе СМП начнется в 2024 году.

Останавливать проекты уже строящихся ледоколов нельзя, это лишь увеличит стоимость таких судов

"Останавливать проекты уже строящихся ледоколов нецелесообразно, это может увеличить стоимость таких судов, отложить ввод их в эксплуатацию, - объясняет Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент". - Вопрос финансирования строительства ледоколов вряд ли может вызвать затруднения, средства для него могут быть предоставлены из бюджета или привлечены на рынке под государственные гарантии".

Экспорт углеводородов напрямую сказывается на благосостоянии страны. Поэтому останавливать его нельзя. Если Европа откажется от российских нефти и газа, нужно будет перенаправлять экспорт в Азию. При этом, как считает Артем Тузов, исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК "Универ Капитал", понадобится большое число танкеров для перевозки этих объемов к потребителям в Азии и на Индийском полуострове. По его словам, строительство танкера - работа минимум на пять лет.

Возникает вопрос, получится ли импортозаместить комплектующие для танкеров из Европы. Тузов отмечает, что главная проблема не в возможности импортозаместить, а в том, соответствует ли западным компонентам стоимость и качество российских и китайских аналогов.