Фейковые новости прочно вошли в нашу реальность и очень скоро переросли из безвредной дезинформации в настоящую опасность: яркие, с броским заголовком, они оказывают на умы людей негативное воздействие, меняют образ мышления, деформируют картину мира и устанавливают в сознании отдельные "инкубаторы", в которых рождается навязанное извне представление о "действительности". Такую характеристику фейков нельзя назвать преувеличенной. Для борьбы с ними во многих странах вводятся специальные законы, предусматривающие не только административную, но и уголовную ответственность, и Россия в этом вопросе не стала исключением.
Но откуда появились фейки, как их распознать и почему сила уже давно не в правде?
Как это ни странно, но фейки - или то, что в российском политическом пространстве принято называть "утками", - не что иное как следствие. Фейковые новости стали частью реальности только потому, что эпоха, в которой мы живем, представляет собой отличный плацдарм для их формирования и последующего распространения. Мир постправды открыл широкий простор для фейков, лжи, "уток" и вбросов; он видоизменил информационный поток, введя новые требования к составлению новостей: апелляция к рефлексам и чувствам и преследование, в первую очередь, определенной цели. Сегодня достоверность и фактология отходят на второй план - первую скрипку перехватывает эмоциональное заискивание перед потребителями контента, и тогда объективное восприятие теряет свое значение и проигрывает манипуляциям, сознательному обману.
Понятие "постправды" гораздо шире в своих смысловых пределах, чем сам фейк: иными словами, фальшивые новости - это "детище" сегодняшней эпохи, продукт современной реальности. Для более наглядной демонстрации этой тенденции можно привести следующее сравнение: талантливый художник создает произведение искусства, которое привлекает к себе внимание, остается в истории и формирует вокруг себя круг поклонников. Среди них находится человек, решающий скопировать стиль автора, имитировать почерк другого мастера, - и тогда на свет появляется так называемый пастиш - вторичная работа, которую можно рассматривать только в контексте оригинала, но никак не самостоятельную единицу творчества. Феномен постправды позволяет такой мимикрии затмить объект вдохновения. Фейк - вторичное - занимает главенствующее положение над первичным - правдой.
Как и любая ложь, фейки требуют тщательной проработки всех деталей, отдельную модель функционирования. Технология создания фейковых новостей базируется на негативных эмоциях человека: для того, чтобы "утка" возымела необходимый эффект, необходимо попасть в болевую точку аудитории - будь то проблемы в личной жизни, отсутствие уверенности в завтрашнем дне или кризисное состояние действительности. Деструктивный характер фейков позволяет неправдивой информации в буквальном смысле захватить умы людей - рядовой пользователь интернета будто забывает о способности критически мыслить и анализировать полученные сведения, сверять факты и проверять источники. Негативные эмоции поглощают рациональную часть сознания, а быстрому распространению фейковых новостей способствует кризисная обстановка вокруг. Именно по этой причине не соответствующие реальности вбросы и "утки" особенно сильно проявляются во время всеобщих волнений, когда паника, недовольство, страх и прочие низменные чувства становятся главными двигателями в восприятии человека и переходят в категорию навязчивых мыслей - обсессию.
Однако это лишь необходимый фон для культивирования фейков - далее за дело берутся определенные группы, выполняющие поставленную задачу. Нельзя забывать: фальсификация новостей - это, в первую очередь, попытка достичь конкретных целей, и, как показала история, зачастую политических.
Предвыборные кампании бывшего президента США Дональда Трампа прославились за счет огромного количества фейковых новостей, которые распространял не только сам кандидат, но и отдельные граждане. По подсчетам газеты The Washington Post, только с момента вступления в должность по ноябрь 2017 года республиканец успел произвести на свет 1628 ложных или вводящих в заблуждение заявлений. Кроме многочисленных постов на своей странице в Twitter, нацеленных на повсеместное закрепление фейков, Трамп использовал целые научно-исследовательские центры и аналитические компании, занимающиеся таргетированием и сбором данных о той или иной аудитории, - Matrix, Palantir, Cambridge Analytica.
Тем не менее технология фейковых новостей подвластна и обычным гражданам: так, 9 ноября 2016 года, на следующий день после выборов в США, блогер с небольшим количеством подписчиков Эрик Такер опубликовал в Twitter фотографию, на которой запечатлел ряд автобусов. Свой пост Такер подкрепил утверждением, что протесты против Трампа организовывают по заказу, а доказательство тому - общественный транспорт, на котором "привезли митингующих".
Новость оказалась очередным вбросом, но за несколько дней произвела колоссальный эффект, вызвав огромный поток ненависти по отношению к Демократической партии США. Для того, чтобы хоть как-то смягчить возникшее недовольство, компания Tableau Software, которая заказала автобусы для участников конференции разработчиков программного обеспечения, сделала официальное опровержение. Однако в случае с фейком доказательства обратного уже не так важны: по остаточной инерции сфальсифицированная новость будет и дальше разлетаться по интернету, перекочевывая из одного издания в другое и обрастая дополнительными деталями.
Алгоритм создания фейка оказывается одновременно и трудоемким, и незамысловатым. Сложность заключается в том, чтобы точно попасть в волнующую всех тему, которая станет своеобразным "триггером" для бурной эмоциональной реакции. Затем необходимо придумать громкий - кликбейтный (то есть захватывающий внимание читателя любыми способами) заголовок, усилить его реальными фотографиями, упоминанием существующих личностей и достоверными фоновыми подробностями. После этого наступает финальная часть конструирования фейка: гиперболизация самого события, сознательное замалчивание контекста и фактов.
Специальная военная операция РФ на территории Украины продемонстрировала, насколько опасны фейки для самосознания не только человека или общества, но и для всего мира в целом. При этом здравомыслящие люди нередко ощущают диссонанс, потому что фейковые новости, несмотря на нелепость и анекдотичность содержания, все равно находят свою аудиторию - иногда в лице западных СМИ.
30 марта газета New York Post выпустила на своих страницах материал с привлекающим внимание заголовком: "Россия продолжает бомбить украинские города, несмотря на заявление о мире". В деталях расписывая бесчеловечность российских военных, нарушивших собственные обещания о деэскалации конфликта, американские журналисты сознательно или случайно не проверили источник происхождения видео. В первоисточнике фигурировал полуразрушенный дом в ДНР, удар по которому нанесла украинская сторона. Причем фальсификацию новости в американских СМИ выдавало и прикрепленное к видеоролику название - "Кадры, снятые с беспилотника, показывают повреждения жилых зданий после обстрела в Донецке".
Появляется стойкое ощущение, что фейки разрабатываются уже не так профессионально и тщательно, как это было несколько лет назад, однако при этом (что удивительно) их эффект остается крайне сильным. На примере с, казалось бы, авторитетным американским изданием становится очевидно, что настоящие "декорации" фальсифицированной новости - реальные кадры с Украины, фотографии разрушенных зданий и улиц - придают "утке" правдивый вид. Изображение дома в ДНР и последствия обстрела украинскими войсками попадают в болевую точку западной аудитории: возникает непреодолимое чувство страха и тревоги. Каркас фейковой новости готов - остается лишь вывернуть факты наизнанку, упомянуть в тексте безжалостность России и выдать Донецк за Киев и Чернигов. Туман боевых действий не позволяет читателям более внимательно отнестись к деталям, а нацеленность фейка на негативные эмоции окончательно лишает человека способности критически оценивать качество информации.
Как результат - рост всеобщего недовольства и очередной повод обвинить Россию в антигуманности, подготовить новый пакет санкций и призвать мировое сообщество бойкотировать РФ. Чем не политическая цель?
В то же время некоторые страны используют спецоперацию для создания конкретной атмосферы внутри своего общества. Так, шведский телеканал TV4 принялся тиражировать фейк о том, что два российских самолета, предположительно нарушивших воздушное пространство Королевства, были оснащены ядерным оружием, и этот акт призван устрашить скандинавское государство. По словам профессора Дипломатической академии МИД РФ Владимира Винокурова, это невозможно: оборудование летательных аппаратов подобными боеголовками осуществляется исключительно по специальному указанию, поводов для которого не было.
Однако аргументированное опровержение остается незамеченным, и фейк превосходно справляется со своей задачей - усилить антироссийские настроения среди шведов и оправдать целесообразность вступления страны в НАТО. Налицо - первоклассное воздействие на психологическое состояние населения при помощи "ядерного оружия", сообщить о котором шведские журналисты решили спустя месяц после того, как "самолеты РФ незаконно пересекли воздушное пространство Королевства". Тем не менее этот факт ускользает от внимания читателей - равно как и то, что перелеты между Калининградской и Ленинградской областями происходят над нейтральными водами.
Борьба с фейками - это одна из центральных тем в контексте управления информационным полем и его содержательным пластом. Пока мировое сообщество вырабатывает стратегию контроля над ложными новостями, в наших силах остается возможность вовремя распознать "утку" и не позволить деформировать свое представление о мире. Существует несколько основных методик, согласно которым нужно всегда обращать внимание на:
заголовок, его возможную броскость и эпатажность;
источники и их авторитетность;
старые фотографии низкого качества;
отсутствие объективного освещения темы, наличие лишь одной точки зрения;
опечатки в тексте, сомнительный адрес домена.
Остановить распространение фейков невозможно - они уже безоговорочно принадлежат современной реальности. Но не дать себя обмануть - доступная опция. Главное - подвергать любую информацию сомнению и критическому анализу, и тогда за яркими вывесками и пугающими заголовками станет видна зияющая пустота лжи. А значит, истина где-то рядом.