Проект решения Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) об ограничениях вынесен на обсуждение, которое должно закончиться 18 апреля. Квоты на экспорт предлагается ввести в отношении пшеницы и меслина (смесь пшеницы и ржи), ячменя, кукурузы, масла подсолнечного и его фракций, а также сахара белого и сахара-сырца тростникового. Эти товары имеют "приоритетное значение в обеспечении продовольственной безопасности государств - членов Союза и играют существенную роль в обеспечении ценовой стабилизации ситуации на рынке Союза", говорится в пояснении к проекту.
Страны ЕАЭС должны будут предоставить в ЕЭК свои расчеты ежегодного производства и потребления этих товаров. После этого квота будет распределена между государствами. Единую квоту на экспорт планируется вводить на полгода.
"ЕАЭС является крупнейшим нетто-экспортером сельскохозяйственной продукции, в связи с чем дефицит жизненно важных товаров нам не грозит", - отмечал ранее министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев. Но совместные меры стабилизируют цены на внутреннем рынке, что сейчас особенно актуально, считает эксперт.
Ограничения на вывоз всех этих товаров уже действуют в России. Например, экспорт зерна запрещен до 30 июня в страны ЕАЭС: через отдельные из них российскую продукцию ранее вывозили в обход пошлин.
"Подозреваю, что в едином пространстве от подобных ограничений могли пострадать некоторые другие страны. С введением единой меры нетарифного регулирования ситуация должна нормализоваться", - говорит председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин. То есть гармонизация режима экспортных ограничений в рамках ЕАЭС сбалансирует внешнеэкономическую деятельность в рамках единого таможенного пространства, считает он.
Ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Евгений Иванов отмечает, что если баланс и потребление в каждой стране ЕАЭС будут подсчитываться корректно, то возможные экспортные квоты не изменят принципиально ситуацию - речь идет лишь о том, чтобы не позволить вывозить лишние объемы товаров.
Сразу несколько сортов твердой пшеницы, выведенных краснодарскими учеными Национального центра зерна имени П.П. Лукьяненко, внесены в этом году в Государственный реестр селекционных достижений.
Насыщенное растительным белком зерно твердой пшеницы - основа для макарон, спагетти, вермишели. Один из новых сортов - "ядрица" - отличается более высокой продуктивностью, иммунитетом к болезням и рекомендован к возделыванию на Северном Кавказе, в Центральном Черноземье, Средневолжской и Нижневолжской областях. В ходе трехлетних испытаний аграрии получали в среднем 56 центнеров с гектара. Кроме того, содержание растительного белка в зерне достигает 16,6 процента, а изготовленные из него макароны получили самую высокую оценку.
- В мире ситуация с твердой пшеницей более напряженная по сравнению с мягкой, так как ее производство не покрывает все потребности, - рассказывает научный сотрудник отдела селекции и семеноводства пшеницы и тритикале ФГБНУ "Национальный центр зерна им. П.П. Лукьяненко" Алексей Яновский. - По прогнозам экспертов, дефицит зерна твердой пшеницы на мировом рынке будет лишь возрастать. Связано это с увеличением населения на Ближнем Востоке, в Турции, Китае, Юго-Восточной Азии, где продукты из твердой пшеницы получают все большее распространение. Увидим ли мы итальянские макароны на наших прилавках в условиях санкций - вопрос, скорее всего, риторический. Наши отечественные сорта в состоянии полностью заполнить эту нишу.
За последние годы кубанские ученые совместно с самарскими селекционерами создали четыре сорта яровой твердой пшеницы с певучими названиями - "лилек", "николаша", "ясенка", "крассар". В Госреестр были также включены сорта "триада" и "ярина" с высоким уровнем клейковины.
Подготовила Анна Юркова, Краснодарский край