Огромное спасибо за публикацию Ирины Отдельновой. Читаю ваш очерк о ней, и сердце обмирает от неизбывной печали: ангелам не живется среди нас.
Ирина пробилась там, где ее, кажется, не должно быть. Она из тех дарований, которые пишут как дышат. Она видела небо. Ее дневники по сути - молитвы. На той грани искренности и безыскусности, за которой уже нет формы. Свет Ирины и в нынешней темноте светит! "...Проснувшись - вспомнить всех, помолиться, если умеешь, всем пожелать хорошего дня. И тогда твой собственный день войдет в мирное русло. И светло, и легко станет жить..."
Ради этих Ириных слов стоит жить.
Крепко жму Вашу руку.
Александр Савченко
Хабаровск
Первый день весны. Легкая морось дождя. День заштрихован серым карандашом. Второй день не пишу на своей странице в "Фейсбуке" (платформа, принадлежащая экстремистской организации Meta, запрещенной на территории РФ - прим. "РГ") беззаботные тексты о весне, надежде, радости. Убили Бориса Немцова. Нельзя убивать людей, нельзя развязывать войны, нельзя желать кому-то зла. Такие прописные истины, но на них зиждется жизнь, на них стоит мир. И чтобы не полететь в тартарары - надо их соблюдать. Но убивают людей, и мир не содрогается.
А сердца содрогаются.
Который день подряд - пасмурно. Мне бы хотелось думать, как Винни-Пух. У него мысли вылетают не из головы, набитой опилками, а из теплой, плюшевой груди.
Скажу ужасную банальность, но она же и истина: сердца для того и бьются, чтобы любить.
Даже одинокая сосна, стоящая на вершине утеса, грезит о далекой пальме. Не из-за того, что экзотика, а из-за того, что тяга душевная.
Сердце не хочет быть одиноким.
Взяла билет в Москву. Мечтаю, чтобы скорее за окном вагона замелькали полустанки.
Что есть бабочки - объяснит Набоков.
Что есть радость - поймем мы сами.
Вижу, как все больше высыхает асфальт
и скоро его расчертят "классики".
Вздыхает снег, оседает, тает.
И уже появились первые проталины.
У них бездонные глаза и темные ресницы.
У меня не работал телефон - недостаточно средств. И казалось, что я на необитаемом острове. К тому же я простудилась и не выходила из дома. Необитаемый остров стал еще необитаемей. И вдруг сегодня мой сотовый стал разрываться от звонков. "Мы тебя потеряли!" - сказали друзья. И я разом нашлась.
В моем детстве было так много любви, словно родные люди дали мне ее про запас, с избытком, чтобы хватило на все дни. И когда я осталась совершенно одна - эта любовь обнимает меня.
Я позову: "Мама!" И она ответит мне.
Порывы души непредсказуемы и внезапны. Вот видишь человека, и впредь всяких дум - вихрь радости кидает к нему. И в этот миг нужно быть открытой и доверчивой. Даже обжегшись на молоке, не буду дуть на воду.
После нескольких дней оттепели,
после первых рисунков
цветными мелками
на просохшем тротуаре,
после звона капели -
неожиданно вернулась зима.
И я говорю лежащему на дороге снегу:
- Ну и что? Что ты хочешь этим сказать?
Снег молчит и глядит виновато.
Мне кажется, весна заступается за всех обиженных и одиноких. На первых листьях она пишет слова утешения. Мне всегда казалось, что надежда синего цвета, как море, как небо. Но вот зеленый цвет первых листьев тоже говорит о надежде и вселяет убежденность, что все будет хорошо.
Шла сегодня в магазин. Накрапывал дождик. Я никуда не спешила. Не спешил и дождик. Мы приноровили свои шаги друг к другу. Я вошла в магазин - дождь остался поджидать меня у входа. И обратно мы шли вместе. Я несла пакет с мандаринами и печеньем, а дождь нес полную сетку свежести и ароматов земли и растений.
Неслышно играет музыка.
Играет в моей душе.
Если кто-нибудь встанет рядом -
услышит ли он мелодию,
звучащую во мне?
Послушник Михаил из Соловецкого монастыря пишет мне и называет своей "родной душой Ириной Марковной". А это ко многому обязывает. Быть родной душой непросто.
...Хорошо, что одному человеку еще летом удалось продать две мои книги, и, когда мне принесут деньги, мы купим сыр, минтай и мандарины. Но я не хочу больше продавать свои книги, я хочу их дарить. Их не так-то много осталось. Верю, что однажды появится и вторая моя книга. В ней будет много воздуха и широкие поля.
Ирина Отдельнова родилась в Курске 6 апреля 1962 года. Эссеист, поэт, мастер лирической миниатюры, художница. Автор книги "Мои одуванчики". Лауреат конкурса общественного признания "Человек года" в номинации "Преодоление" (Курск, 2015), лауреат литературной премии "Дорога к дому" (2016). Член Курского союза литераторов. Герой и автор нескольких выпусков "Календаря поэзии". Отошла ко Господу 14 февраля 2019 года.
Пишите Дмитрию Шеварову: dmitri.shevarov@yandex.ru