06.04.2022 01:06
    Рубрика:

    Как изменились привычки москвичей в условиях санкций

    Примерно половина москвичей в новых экономических условиях изменила свои привычки. Об этом свидетельствует соцопрос программы лояльности "Город", проведенный для держателей карты "Тройка". Материальное в нем смешалось с духовным: примерно каждый третий житель столицы начал экономить, но при этом каждый двадцатый стал помогать нуждающимся, хотя прежде этим не занимался.

    Сначала о материальном. Соотношение тех, кто хоть как-то сократил расходы, и тех, кто живет, как и жил, примерно 70/30. Под "секвестр" первой попала бытовая техника. От ее обновления отказался 51 процент опрошенных. Спад, пусть и не такой существенный - в пределах 11-12 процентов, - наблюдается и в сегментах одежды и других непродовольственных товаров.

    Изменилось и отношение к еде. Среди тех, кто до недавнего времени предпочитал заказывать ее через доставку или покупать готовую, 12 процентов стали сами готовить дома. Крупные покупки - машины, квартиры - отложили 11 процентов участников опроса. Причина банальная - высокие цены. Покупать квартиру для инвестиций стало невыгодно. "Полгода-год назад мы находили для своих клиентов на рынке коммерческую недвижимость, которая приносила им с учетом торга 10-15-процентный годовой доход, - говорит генеральный директор "Агентства инвестиций в недвижимость Москвы" Валерий Летенков. - Сейчас найти такие помещения очень сложно. Арендный поток по сравнению со стоимостью объекта упал до уровня 7-9 процентов. Аналогичная ситуация с жилой недвижимостью.

    На что люди готовы сейчас тратиться, так это на безопасность - как личную, так и имущества. "В последние две недели мы наблюдаем бум покупок полисов каско в нашем приложении, - отметил гендиректор IT-компании страховых продуктов Simble Станислав Пушевский. - Продажи выросли на 15 процентов. В основном наш полис покупают жители Москвы, Санкт-Петербурга и Сочи". Такой рост покупок страховщики связывают с тем, что горожане стали больше опасаться угонов: все-таки иностранные авто и запчасти к ним все время дорожают. Это опасение и вылилось в новую привычку стремиться обезопасить себя от стресса с полисом каско.

    При всей заботе о материальных благах у москвичей в условиях неопределенности ярче проявляются и духовные качества. Опрос показал: количество тех, кто помогает нуждающимся, стало на 5 процентов больше. "Да, мы видим прирост числа волонтеров, - подтвердила директор АНО "Центр социальных и культурно-просветительских услуг "Друзья общины святого Эгидия" Светлана Файн. - Когда ты не знаешь, что будет завтра, не хочется оставаться в одиночестве, а помощь людям как раз и дает почувствовать, что ты - не один". С другой стороны, продолжает Светлана Файн, ощущая порой бессилие перед внешними обстоятельствами, люди стремятся кому-то помочь.

    Еще 7 процентов горожан решили сейчас больше времени уделять собственному хобби. Например, в художественной сфере. "В конце февраля мы заметили падение спроса на товары для творчества, а сейчас он восстанавливается, - рассказал "РГ" председатель совета директоров АО "Планета увлечений" (сеть магазинов "Леонардо") Борис Кац.

    Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Сергей Бабкин
    Прямая речь

    Поменяли ли привычки известные москвичи?

    Анатолий Вассерман, телеведущий, депутат Госдумы:

    - Я живу так же, как и жил раньше. Но дело в том, что до избрания в Госдуму я зарабатывал вполне прилично гонорарами на телевидении. Поэтому мог позволить себе не смотреть на цены. А что касается транспорта, тут еще проще. Например, в метро я езжу даже не по "Тройке", а бесплатно, как пенсионер по социальной карте. Если же нужно отправиться по делам на автомобиле, могу заказать служебную машину.

    Иосиф Пригожин, продюсер:

    - Мои привычки, честно говоря, изменились давно. Главная из них - аккуратное отношение к деньгам. Такую модель мы реализуем вместе с Валерией. Большая семья, как у нас, налагает серьезную ответственность. Да, на каких-то торжественных событиях мы не экономим. Но в повседневной жизни тратим деньги только на самое необходимое. Ведь средства всегда могут понадобиться на наши музыкальные проекты. В рестораны часто не ходим, но все-таки бываем. Но шиковать ни в чем не стремимся. Например, в семье у нас не две машины, а только одна, зато высокого класса.