К хорошему привыкаешь быстро. Воронеж живет с "Маршаком" уже более семи лет. Среди местных зрителей появились и те, кто готов знакомиться с новыми для себя стилями и жанрами "без гарантии, что понравится", и преданные поклонники определенных театров и постановщиков. Кто-то с нетерпением ждет кукольных спектаклей Яны Туминой или Бориса Константинова, кто-то - зрелищных мюзиклов "Театра Терезы Дуровой". А есть и те, кто только благодаря фестивалю посещает постановки воронежских театров, доверяя вкусу кураторов. Задумывая "Маршак", режиссер Михаил Бычков заботился о воспитании хорошего вкуса прежде всего у юных зрителей. Спустя время стало очевидно, что этому воспитанию с удовольствием поддаются и взрослые.
Более того, некоторые взрослые ходят на фестивальные спектакли без детей. Ведь качественный спектакль - хоть для малышей, хоть для подростков - всегда имеет глубину, второй и даже третий план, адресованный старшему поколению. Так, "Сахарный ребенок" Полины Стружковой для школьников может оказаться первым опытом размышлений об истории сталинских репрессий, а для родителей - поводом переосмыслить свое отношение к "внутренним врагам". "Лис Peace" Юлии Каландаришвили (вариация на тему "Маленького принца") ставит ребром, в числе прочего, вопрос о том, как отпустить дорогого человека в его отдельную жизнь. Подростки проведут параллель с драмами влюбленности или прерванной дружбы; родители, пожалуй, вздохнут и о детях, которые рано или поздно выйдут из-под опеки.
Мир взрослых в "Лисе..." - это мир фальши, предательства, войны и постоянных потерь. Но герою спектакля, как и его зрителям, неизбежно приходится вырастать, покидать уютный детский рай. Изгнание из Эдема воронежцы переживали на фестивале и с заглавным персонажем фантастического "Маугли" Марии Литвиновой и Вячеслава Игнатова (у них, как и у Киплинга, человек - самое опасное животное), и со Стариком и Старухой в "притче о семейном счастье" Яны Туминой по сказке Пушкина.
Спектакль "О рыбаке и рыбке", выпущенный в Петрозаводском театре кукол, преломляет известный сюжет в свете христианских понятий о страстях и покаянии. Никаких специальных рассуждений о Боге тут нет. Но любовная лодка Старика и Старухи (старое корыто с прялкой вместо руля) разбивается явно не о быт, а о ненасытное желание брать от жизни все и даже больше. Всего несколько шагов разделяют нежное "Рыбка моя!", обращенное к супруге на берегу безмятежного моря, и отчаянный вопль "Смилуйся, государыня рыбка!" - из штормовой пучины. Корыто превращается в избу, туловище столбовой дворянки, царский стол - а сама Старуха между тем все сильнее отдаляется от кромки воды. Живую актрису сменяет плоская вертепная фигурка, а затем женщина будто превращается в куклу с размалеванным петрушечным лицом (сценография - Кира Камалидинова, костюмы - Анисия Кронидова). От жестокого финала сказки режиссер уходит, веря в то, что разбитое корыто можно склеить. И приспособить под колыбель.
"Фотография, на которой меня нет" Ивана Пачина цепляет беспокойного зрителя сочетанием современности в подаче и историзма в реквизите. Молодые актеры Канского драмтеатра лишь условно изображают детей из сибирской деревушки 1930-х годов, которых рисует в рассказе Астафьев. Живя недалеко от родной для писателя Овсянки, они не носили катанки, не видали "чад в кути", не лакомились вареными сушками. Да и особая речь астафьевских баб и мужиков для них - примерно такая же экзотика, как и для воронежских тинейджеров. Но, надев пиджаки и платья из подбора, натащив на сцену обшарпанных табуреток и пластмассовых елок, артисты все-таки ловят баланс между пародией (которая так и норовит перевесить - зал грохает, когда за теткой Анисьей несется пьяный муж с топором) и бережным воспоминанием. Вместо народных или советских песен тут звучит танец троллей из "Пер Гюнта" (под него бабушка, как шаманка, нахлестывает банным веником недужного внука). А черту подводит... песня рэпера Басты: "В каждом наброске, в каждом черновике учитель продолжается в своем ученике". С героями спектакля публику разделяет без малого 100 лет, но они здесь все равно что один пшик из банки с колой. Актер достает жестянку, поднимает кольцо - и время спрессовывается.
- Спектакли "Маршака" посмотрело огромное количество детей. Они радовались, плакали, аплодировали, научились говорить спасибо по-карельски, по-татарски, просто благодарить, крича и топая ногами... Когда фестиваль заканчивается, ты будто покидаешь другую планету и возвращаешься во взрослую жизнь. От этого мне всегда чуть-чуть горько, - признался "дежурный по фестивалю" народный артист РФ Камиль Тукаев. - Фестиваль-2021 из-за пандемии был перенесен на весну 2022 года. А значит, время ожидания следующего "Маршака", который пройдет на осенних каникулах, сократилось. Уже готовится новая большая программа!
Тереза Дурова, народная артистка РФ:
- Иногда с родителями приходится работать больше, чем с детьми. Мы ставим на афише возрастной ценз, но люди часто говорят: "Мой ребенок не такой, он все поймет". В итоге мама и папа выходят со спектакля довольные, наседают: "Тебе понравилось?!" Ребенок плечами пожимает, и они сразу сникают: мол, "не наш" театр. Но, может, четырехлетнего малыша стоило повести не на "Принц и нищий" с его социальной проблематикой и экскурсом в историю Англии, а на "Огниво", где веселые собаки?.. Маленькие дети порой начинают плакать в темноте - для таких случаев у нас есть балкон, где можно сидеть на руках у мамы. Но не все мамы соглашаются туда переходить... Безусловно, детей нужно готовить к театру, заранее думать, где им будет проще - на пятом ряду или на 14-м. Некоторым ребятам надо, чтобы по сцене бегали и прыгали. На песнях они отворачиваются: "Мама, пить! Мама, а когда мы пойдем кушать?" А кто-то приходит только слушать музыку!