Только что закончившаяся выставка в Нижегородском государственном художественном музее (НГХМ) "Неистово-малиновое чудо" стала поводом для попытки разобраться в истоках этого самобытного промысла. Об истории его возникновения корреспонденту "РГ" рассказала заведующая отделом отечественного искусства НГХМ Ирина Маршева.
Село Полховский Майдан находится в Вознесенском районе на юго-западе Нижегородской области. В начале XIX века местные крестьяне занимались добычей липы и токарным делом - мастерили посуду и игрушки. Причем так активно, что в один момент липа у них практически перевелась, пришлось закупать сырье в других местах. В начале XX века наиболее предприимчивые из умельцев решили последовать примеру подмосковных кустарей: там производились деревянные изделия с рисунком, контур которого выполнялся выжиганием.
Сперва полховско-майданские художники использовали масляную краску. С тех пор сохранилось несколько предметов, которые, кстати, были представлены на выставке. Но со временем перешли на анилиновые красители: они стоили дешевле, а изделия получались ярче. К тому же не имели характерного запаха масла. Но со временем мастера остановились на гуаши. А от анилиновых красителей осталась цветовая гамма.
- Основана она на кислотных, ярких цветах. И вот эта избыточная, на взгляд рафинированного ценителя, декоративность привела к тому, что роспись стала невероятно популярной у широкого потребителя. В 60-е годы прошлого века интерес к ней подстегнуло внимание к наивному искусству. На фоне городецкой и хохломской росписи полховско-майданские изделия обладают по-настоящему крестьянской эстетикой, - рассказывает Ирина Маршева.
Рыночное признание промысла привело к расцвету села. Люди в Полховском Майдане жили довольно богато по сравнению с соседями из других сел и деревень. Как рассказывали обитатели райцентра, полховско-майданские парни ездили на хороших мотоциклах, а девчонки были все в золотых украшениях.
- Возможно, благодаря рыночной успешности умельцы жили достаточно замкнуто, - продолжает Ирина Маршева. - Но это скорее культурологическая тема, а не искусствоведческая. Особому исследованию их творчество не подвергалось, они практически не участвовали в выставках, поэтому сохранилось недостаточное количество имен, событий. В 2010-е годы мне посчастливилось там побывать. В то время производство фактически заканчивало свою жизнь: там сохранился музей и крошечная мастерская при местном Доме культуры. После того как закрылась фабрика, все продолжило существовать в основном в рамках надомного труда. Традицию продолжает и местное предприятие, которое занимается токарной игрушкой. В его ассортименте присутствуют изделия с полховско-майданской росписью.
И в годы перестройки изделия буквально возами увозили в Москву и за границу. Столичные умельцы рисовали на полховско-майданских матрешках лица Горбачева и Ельцина. У зарубежного потребителя был огромный интерес к этой росписи. Самый большой рынок сбыта находился в Чехословакии и Германии, до 80 процентов продукции местных мастеров отправлялось за границу.
Со временем спрос снизился, затем приостановился из-за пандемии.
А про истоки типичного полховско-майданского мотива - полыхающего цветка - рассказывает легенда, которая опирается на исторические факты. Во времена бунта Степана Разина на юге Нижегородской губернии орудовала банда во главе с атаманшей Аленой Арзамасской. Про нее сохранилось не так много достоверных сведений, но немало фольклора. Есть версия, что в отряде Степана Разина были еще и казаки. И когда их разгромили, то часть людей сослали на юг Нижегородчины, где соседствуют русские и финно-угорские села. Алену Арзамасскую сожгли на костре, на месте которого, как гласит предание, распустился алый шиповник. Он стал основой полховско-майданских мотивов, а буйная, темпераментная и энергичная расцветка возникла благодаря этому этническому котлу из русских, финно-угров и казаков, которые обитали в тех краях.
Однако полховско-майданская роспись имеет не только славное прошлое, но и богатое настоящее. Нижегородка Инна Захарова - член Союза художников России - занимается росписью с третьего класса. Хобби со временем переросло в дело всей жизни: Инна не только создает уникальные изделия в техниках полховско-майданской и городецкой росписи, но и учит этому мастерству других. Не так давно завершился придуманный Инной флешмоб: полховско-майданские матрешки объехали весь мир.
- Флешмоб назывался "Матрена-путешественница". Коллеги меня поддержали. Мы сделали одиннадцать матрешек, три из них попросили расписать местных мастеров. Каждая получила уникальный наряд и свое отчество: Матрена Ивановна, Матрена Серафимовна... Для всех создали аккаунты в соцсетях. Я поехала в Испанию, сфотографировала свою матрешку на фоне местных достопримечательностей, выложила к ней на страничку. Затем передала ее другу, который поехал с ней в другую страну. По фотографиям можно проследить, какая матрешка где побывала: вместе они объехали 114 стран! Домой вернулись, правда, лишь шесть из них: кто-то, видимо, решил оставить путешественниц себе на сувениры, - вспоминает Инна.
Художница регулярно бывает в Вознесенском районе, общается с местными мастерами. И собирает информацию о полховско-майданской росписи.
- В Нижегородской области есть пять основных видов росписи: городецкая, хохломская, полховско-майданская, семеновская и мериновская. Три последние довольно схожи между собой, но есть стилистические особенности. Сам букет, расположение цветков, их построение сильно отличаются. Полховско-майданская роспись схожа с крутцовской, они развивались бок о бок. В селе Крутец (находится неподалеку от Полховского Майдана. - Прим. ред.) мастера трудились на дому, в них больше народной стилистики. Я работаю в существующем каноне полховско-майданской росписи, но при этом стараюсь внести роспись в современную жизнь. Ведь это живое искусство, которое продолжает развиваться в том числе благодаря работающим в этой технике мастерам, - говорит Инна Захарова.
Как отличить полховско-майданскую роспись от других? Городецкая, например, гораздо спокойнее по цветовой гамме и богаче по количеству оттенков: есть четкий канон, который устоялся за триста лет, и свои традиционные мотивы - народные гуляния, пейзажи, лошадки, птицы. Городецкие изделия более утилитарны: как правило, это кухонная утварь и мебель.
Для полховско-майданской росписи характерна прежде всего игрушка. Цветовое решение - куда более яркое. Классический сюжетный мотив - это зорька: берег, речка, домики и над всем этим - ярко-алая заря. Ну и, конечно, самый популярный мотив - это цветок шиповника. Местные токари любят соревноваться, создавая многосоставные матрешки. У виртуозов количество членов матрешечной "семьи" может превышать восемьдесят штук, самая крупная из деревянных кукол достигает почти человеческого роста. Увидеть их можно в местном музее.