В Петербурге завершилась реставрация подворья Творожковского монастыря

Подворье Свято-Троицкой Творожковской женской обители на Роменской улице, знаменитое не только необычной архитектурой, но и историей, вновь обрело первозданный облик - спустя почти век запустения. Причем в данном случае комплекс зданий, являющихся объектом культурного наследия регионального значения, приводился в порядок не только профессиональными реставраторами за государственные деньги. Свой вклад, и немалый, внесли сами горожане. Правда, теперь здесь не подворье, а приход, который выполняет большую социальную работу.

Тот, кто помнит комплекс на Роменской в советское время, нынешний не узнает. За десятилетия борьбы с "опиумом народа" комплекс, построенный в 1912 году по проекту епархиального архитектора Андрея Аплаксина и славящийся сочетанием деталей, свойственных зодчеству Древней Руси и московским шатровым храмам XVI века, однако трактованных в форме и стилистике северного модерна, был превращен в угрюмое желто-грязное здание. Без декора, без луковичек и главок.

Напомним: история Творожковского подворья (сам монастырь расположен в Псковской области) началась в 1903 году, когда богатый купец Петр Семенов приобрел на Лиговке пустой участок. Средства на строительство церкви во имя святителя Петра, митрополита Московского, с двумя храмами - нижним и верхним, а также на прилегающие корпуса - келейный и настоятельский - были также выделены семейством Семеновых. Комплекс в неорусском стиле был построен, в него заселились монахини. После Октябрьской революции все поменялось. Монашествующие перебрались в главную усадьбу обители под Псковом. Новая власть начала жесткую экспроприацию церковных ценностей. От богатого убранства не осталось ничего, даже следов, куда все это могло деться.

Но именно после революции бывшее подворье, ставшее приходом, стало более значимым. Сюда перебрались монахи Александро-Невской лавры, выступавшие против обновленчества в религии. Здесь в типографии, которой располагало подворье, печатались листовки с призывом сохранить старые церковные устои и не признавать новую богоборческую власть. Но все это продолжалось недолго: монахи сгинули в огне репрессий, а в 1930 году церковь закрыли, ее помещения передали столовой кооператива со звучным названием "Пролетарий". А еще через пару лет власти выделили комплекс на Роменской заводу "Гидравлик", который воцарился в храмах и кельях на много десятилетий.

Только в 1994 году здания начали передавать приходу. Как пояснил иерей Артемий Наумов, нынешний настоятель храма Святителя Петра, митрополита Московского, как раз первыми пришли сюда обычные люди. Петербуржцы вкладывали в восстановление храма не только время и силы, но и душу. Здесь формировалась сплоченная община. Именно благодаря ей удалось сделать не просто храм, а социально-духовный центр, работа которого направлена на помощь ближнему. Во-первых, при приходе смогли открыть реабилитационный центр для людей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостями. Была разработана программа помощи: она начинается в сельской местности, с полным отрывом от привычного социума, и на втором этапе продолжается уже в Петербурге. Обязательное условие: воспитанники должны работать. Эффективность высокая: примерно половина после курса реабилитации возвращаются в нормальную жизнь.

Со сложными жизненными ситуациями можно обратиться и в организованное здесь общество православных психологов. Есть отдельная программа "Вызов" для тех, кто безвременно потерял близких. Ведутся дополнительные курсы для детей, находящихся на семейной форме обучения, то есть не посещающих школу. Здесь занимаются и несколько хоров, из них два - казачьи! Есть воскресная школа для взрослых и детей. А праздники приход отмечает вместе, за столом в скромной, но вместительной трапезной.

С 2010 года реставрационные работы на подворье проводит государство. За 10 лет на эти цели из бюджета города было выделено более 155 миллионов рублей, что позволило вернуть комплексу почти весь первоначальный облик. Даже чуждый дополнительный этаж - пристройку советского времени заменили на историческую мансарду.

Центральный Храм светел, поражает великолепной акустикой. С двух сторон огромные окна. Но тут же замечаешь парадокс: в одно из них льется солнечный свет. Другое - темное, словно за ним глухая стена. Так и есть: в советское время впритык к церкви построили здание. Ныне оно постепенно разрушается, но снести его невозможно: оно приватизировано и имеет владельца.

- Мы пытались выйти на хозяина, но ничего не получилось. Как решить проблему - мы не представляем, - говорит отец Артемий.

Бывшее подворье стало центром притяжения. Сюда едут со всего города - в храм, на занятия, за помощью. Принципы социального служения, начатые монахинями Творожковской обители, продолжены обычными петербуржцами.