По данным Аналитического центра при правительстве РФ, по итогам 2021 года доля электромобилей в Евросоюзе достигла 28,7 процента, в Китае - 12,9, в США - 4,5. В России показатели скромнее, зато динамика впечатляющая. Рынок новых электрокаров за 12 месяцев вырос на треть, до 2000 единиц, а подержанных перевалил за девять тысяч штук (плюс 69 процентов).
Первым коммерческим электромобилем современности в 2017 году стала GAZelle NEXT Electro от "Группы ГАЗ", "СпецАвтоИнжиниринг" и "Экомоторс". Ее анонсировали как трехместный фургон, пятиместный грузопассажирский комби и мини-электробус. Мотор потенциалом 98 кВт и батарея емкостью 72 кВт.ч позволяли проезжать без подзарядки до 200 километров.
В декабре 2020-го появился электрический грузовик Moskva (DE-Truck 18) на базе КАМАЗ-5325 (4х2). Суммарная емкость литий-феррум-фосфатных батарей в 140 кВт.ч обеспечивает ему автономность до 120 км при загрузке 8 тонн. Время полной зарядки ее АКБ в обычном режиме достигает 8 часов, а в ускоренном - 20 минут.
GAZelle e-NN попала в серию в 2021 году в трех версиях: фургон-комби, 16-местный микроавтобус и маршрутное такси для 22 пассажиров. Они получили электромотор мощностью 100 кВт и АКБ емкостью 48 кВт. Новинки обладают запасом хода 120 км и пополняют до 80 процентов энергии за 30 минут.
В 2023 году в серию пойдут кроссовер "Кама-1" и электрический мусоровоз КАМАЗ-53198 "Чистогор". В 2022-м ждем электрогрузовик EVM Pro на базе УАЗ "Профи" от "Электромобили Мануфэкчуринг Рус". Запас его хода составит уже 300 километров. Липецкий завод "Моторинвест" начнет сборку пяти моделей китайских электромобилей Sokon Group с годовым производством 3000 единиц.
В 2024-2025 годах КАМАЗ начнет продажи легковые машины с электромотором мощностью 150 л.с. и запасом хода до 450 км. В ближайшие год-два начнется выпуск 4-местного электрокара Zetta с запасом хода до 560 км, двухместных полицейских ОВУМ от концерна "Калашников" с автономностью до 150 км, электромобиля "Монарх" компании Monarch с запасом хода до 400 км. Конечно, это капля в море, но никто и не обещал стахановских темпов продвижения нового вида транспорта. Впрочем, как посмотреть. Согласно концепции "Технологический рывок", в 2024 году российские предприятия изготовят 25 000 электромобилей. В 2030-м их должно быть не менее 10 процентов от локального производства, то есть примерно 200 тысяч. При этом о применении электромобилей на магистральной доставке грузов речь пока не идет.
Успешным считается применение электробусов ЛиАЗ-6274 и КАМАЗ-6282 в "Мосгортрансе". Ровно тысяча таких электробусов обслуживают 68 столичных маршрутов. Они проехали свыше 60 миллионов километров и перевезли более 150 миллионов пассажиров. Использование новинок в 2021 году уменьшило объем парниковых газов на 30 тысяч тонн и снизило уровень шума на 36 процентов. В 2022 году Москва закупит еще 450-500 электробусов, а к концу 2023 года их будет свыше двух тысяч.
С 30 декабря прошлого года в тестовую эксплуатацию запущен сочлененный электробус КАМАЗ-6292 вместимостью 135 человек, в том числе 42 на местах для сидения. Готовится к производству и 18-метровая "гармошка" e-CityMax 18 от "Группы ГАЗ" на 120 пассажиров.