Ломка сложившихся торговых цепочек и кассовые разрывы предприятий, замороженные за рубежом активы, невозможность проведения трансграничных платежей и другие трудности поставили многих автоперевозчиков в сложное положение и заставили заняться оптимизацией бизнес-процессов, повышением качества услуг и расширением их спектра. В том числе, чтобы не выпасть из логистической составляющей онлайн-торговли.
Этот сегмент, получивший импульс к бурному росту с началом пандемии, судя по статистике, не намерен сбавлять обороты и в будущем. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объем интернет-продаж в 2021 году превысил прошлогодние показатели на 12 процентов и составил 3,6 триллиона рублей. Большая часть этой суммы - 3,1 с лишним триллиона - приходится на внутренний рынок (рост 13 процентов). А в общем объеме розничных продаж доля интернет-торговли составила 9,2 процента.
И по прогнозам, рост e-commerce в России продолжится в обозримом будущем. Так, в исследовательском агентстве Data Insight уверены, что к 2024 году оборот в этом сегменте приблизится к 7,2 триллиона рублей, хотя первоначальный прогноз был около 5,6 триллиона. На этом фоне растет интерес поставщиков к продажам на площадках маркетплейсов, а также потребность в надежной и быстрой доставке товаров. По мнению президента АКИТ Артема Соколова, одним из драйверов развития онлайн-продаж является способность участников рынка молниеносно реагировать на любые запросы клиентов, предлагая им все более качественные сервисы. Эти сервисы касаются, в том числе, и доставки товаров В2В (между поставщиками и электронными площадками, так называемая "первая миля").
Но готов ли рынок интернет-торговли пустить на эту первую милю новых игроков? "Рынок E-com, безусловно, способен заместить для логистических компаний часть потерянного на других рынках объема. Но нужно понимать, что логистическая инфраструктура вокруг маркетплейсов уже выстроена. И что сами маркетплейсы и их поставщики жизненно зависимы от логистики, а значит стараются работать с уже проверенными, опытными компаниями, имеющими как специализированный софт, так и опыт и компетенции", - считает ведущий менеджер фулфилмент-оператора FulEx Дмитрий Кондрашов.
Никто не спорит, что карт-бланш на первой миле имеют те участники логистического рынка, которые разглядели огромный потенциал электронной торговли если не на заре ее становления, то по крайней мере до бума последних двух лет. Например, ГК "Деловые Линии" начали активно развивать перевозки в маркетплейсы с 2019 года, и сейчас успешно сотрудничают с самыми крупными онлайн-платформами и тысячами поставщиков, ежемесячно отправляя в маркетплейсы около 20 тысяч грузов. И если, по словам генерального директора компании Фарида Мадани, в дебютном 2019 году объемы доставки в этом сегменте увеличились на треть, то в 2020 году уже в 2,8 раза, а в минувшем - в 4,5 раза. И это заставляет рассматривать работу на первой миле как ключевую в развитии бизнеса.
"В ГК "Деловые Линии" есть отдельная служба поддержки поставщиков маркетплейсов, выделенная зона на складах, специальный штат водителей и транспорт для доставки грузов на склады онлайн-площадок, - рассказал "РГ" Фарид Мадани. - Наша система работы позволила увеличить скорость обработки и доставки грузов, уменьшить количество отказов в приемке на складах маркетплейсов в шесть раз. И, как следствие, сэкономить поставщику время, ресурсы, средства и поддержать динамику роста продаж".
В то же время с ростом электронной торговли увеличится и потребность в перевозках, а значит, неизбежно повышение конкуренции и даже появление новых игроков как со стороны транспортных компаний, так и со стороны их заказчиков. А последние, разумеется, отдадут предпочтение тем перевозчикам, кто за сопоставимую цену предложат услуги более высокого качества. "Логистика - важнейшая часть всего бизнес-процесса интернет-торговли: они друг без друга не работают. Поэтому сейчас в выигрыше будет тот перевозчик, кто быстрее и эффективнее оптимизирует логистические процессы, адаптируется к текущим реалиям", - уверен президент Межрегиональной ассоциации курьерских служб Александр Митюков.
Независимый эксперт транспортной отрасли Ольга Орлова сообщила, что транспортные компании, которые хотят работать с маркетплейсами и поставщиками, обязаны предоставить клиентам соответствующий сервис, а не просто доставку из пункта А в пункт Б. Одним из преимуществ будет наличие собственного склада, который станет промежуточным звеном между заказчиком и складом маркетплейса (при схеме FBO), либо между заказчиком и транспортной службой торговой площадки (при FBS). Во-вторых, важно разнообразие пунктов доставки - то есть решение вопроса не только первой, но и последней мили. В идеале это максимальное число партнеров, сотрудничество с постаматами, курьерскими службами и ПВЗ. Также важно наладить клиентский сервис. Работа техподдержки, короткое время ожидания ответов на вопросы, неформальный подход - это может стать даже плюсом для небольшого автоперевозчика.
Собственный склад важен для транспортной компании еще и потому, что на нем, не возвращая товар поставщику, можно исправить допущенные им "косяки" в упаковке и маркировке, с которыми маркетплейс товар не примет. Здесь можно помочь клиенту оперативно ликвидировать недочеты и сформировать "правильную" товарную партию. При этом поставщику всё обходится малой кровью, поскольку ему не приходится платить за "лишнюю" перевозку при возврате и терять на этом время.
"Крупные транспортные компании предлагают целый спектр услуг поставщикам и маркетплейсам, - сообщили "РГ" в одной из логистических компаний. - Чтобы занять эту нишу и продержаться на плаву до стабилизации рынка, необходимо иметь, как минимум, портфель актуальных услуг для продавцов. Скажем, маркировка и упаковка - важные задачи, с которыми селлеры часто не справляются, и маркетплейс не принимает товар. И, учитывая, что сейчас на рынок вышло много продавцов, у которых нет опыта с подобными требованиями, это будет одним из решающих факторов при выборе перевозчика".
"Верная упаковка и маркировка груза, корректное оформление документов поставщиком и соблюдение даты и времени доставки - ключевые факторы успеха эффективных поставок продукции в маркетплейсы, - подтверждает топ-менеджер "Деловых Линий" Фарид Мадани, - пренебрежение ими приводит к отказам в приемке груза примерно в трети случаев".
По данным Росстата, в январе-феврале 2022-го оборот розничной торговли в стране прибавил 4,7 процента, составив 6,4 триллиона рублей. Сохраняется тренд и на рост интернет-торговли: только в феврале он увеличился в 1,6 раза по сравнению с февралем-2021, а ее доля в общей рознице месяц к месяцу подросла на 2,4 процента и составила 8,3 процента. В последнее время клиенты ужесточают условия по срокам доставки - чем быстрее, тем лучше. Поэтому наличие товаров на складах и грамотная логистика становятся залогом финансового благополучия участников рынка.