Так, министр труда и соцзащиты Антон Котяков на Евразийском женском форуме в октябре 2021 года заявил, что разница в зарплатах мужчин и женщин на схожих позициях составляет 29 процентов, и это гораздо больше, чем в Европе. По его данным, только 36,5 процента женщин довольны зарплатой, и около 80 процентов удовлетворены условиями труда. При этом почти 60 процентов из общего числа россиян с высшим образованием составляют дамы.
В том же году департамент многостороннего экономического сотрудничества минэкономразвития выпустил доклад, в котором указан разрыв 27,9 процента. Если перевести на деньги, то получается, что россиянин в среднем в месяц зарабатывал почти на 15 тысяч больше. В документе отмечено, что дискриминация по признаку пола в России запрещена законодательством, но на практике женщины с ней сталкиваются в скрытом виде.
Гендерный разрыв в оплате варьируется в зависимости от региона и вида экономической деятельности. По официальным данным, наименьшая разница замечена в Северо-Кавказском федеральном округе (18,3 процента) и в Центральном (23,2), самый большой разрыв - в Уральском - 32,5 процента. Кандидат социологических наук, доцент кафедры прикладной социологии УрФУ Виктория Полякова пояснила, что население России состоит из 60 процентов женщин и 40 процентов мужчин. Примерно такой же показатель в центральной части страны, где больше востребованы женские навыки, так как развиты сферы искусства, образования, обслуживания. В отдаленных регионах, где работа связана с освоением и производством, больше мужчин, там они востребованы как специалисты. Кроме того, исторически сложилось, что женщины работают в низкооплачиваемых сферах (воспитатели, нянечки, медсестры).
"Сейчас притязания соискателей по большинству позиций соответствуют или отличаются от предложений компаний всего на 5-10 тысяч рублей. И хотя женщины все еще редко решаются просить денег больше, чем у мужчин, их ожидания уже не назовешь демпингом", - сообщили в исследовательском центре портала SuperJob. По данным компании, за последние 2 года уровень гендерной дискриминации на рынке труда снизился: у работодателей все меньше предпочтений к социальному статусу кандидатов. Большее количество соискателей уверены, что дискриминация существует скорее по признаку возраста, чем пола (65 и 43 процента). Негласные запреты в отношении женщин-кандидатов сегодня имеют 12 процентов работодателей, два года назад - 24, в 2010 году - 36 процентов. И только четверть компаний до сих пор имеет некоторые предпочтения в отношении семейного положения сотрудниц.
По словам Виктории Поляковой, сложившийся дисбаланс в России не является проблемой, это норма жизни. Исследования показывают, что бороться за право получать равную зарплату российские женщины не всегда стремятся. "Россия - традиционно патриархальная страна, в которой сильна связь между поколениями. В нашем обществе женщина обычно занимается бытом и воспитанием потомства. По статистике, счастье российской женщины - это семья и дети, быть "за мужем". Эта идея сильна не так, как раньше, но все равно более популярна, чем карьерный успех. Женщина хочет, чтобы семью обеспечивал мужчина, и если его денег не хватает, она идет работать. При этом российское общество очень толерантно и к многодетным матерям, и к карьеристкам", - говорит социолог.
При этом плавный переход от патриархального общества уже заметен. Появляются отцы, которые следят за хозяйством, воспитывают детей, уходят в декретный отпуск, потому что так выгоднее семье. Меняются и отношения к полу, связанные с ним предубеждения.
По мнению президента межрегиональной общественной организации "Женский юрист" Натальи Голосновой, в обществе существует подмена понятий, относительно гендерного равенства. Одно дело, когда человек занимается любимым делом, мало зарабатывает, но счастлив, и другое - когда ему не дают развиваться. То есть вопрос не в том, чтобы женщины зарабатывали много, а в том, чтобы имели с мужчинами одинаковые права и возможности.
"Работодатели должны понять, что с одной и той же функцией может одинаково хорошо справляться и мужчина, и женщина. Главное для сотрудника - желание работать. В некоторых странах действует квотирование на представительство женщин в бизнес-структурах. Доказано, что те, кто брал на работу женщин, добивались успеха, так как сотрудницы имеют гибкий подход и четкое восприятие действительности. Они ищут мягкие пути решения проблем, которые приводят к снижению издержек корпораций. Минус квотирования в том, что у кандидаток на должность может не оказаться релевантных компетенций, но эту проблему можно решить, например, обучением", - сказала Наталья Голоснова.