07.04.2022 12:29
    Поделиться

    Нижегородский театр оперы и балета дебютировал в программе "Золотой маски"

    Впервые за всю историю "Золотой маски" спектакль Нижегородского оперного театра попал в основную афишу фестиваля. Пионером оказался Фигаро. Точнее опера Моцарта "Свадьба Фигаро" в постановке большой гостевой команды: дирижер Иван Великанов, режиссер Дмитрий Белянушкин, сценограф Виктор Шилькрот, художник по костюмам Ирэна Белоусова. И работа театра претендует на награды сразу в семи номинациях. При этом конкуренция среди оперных театров в нынешнем году вполне серьезная, а никак не формальная.

    "Золотые маски" между собой "разыгрывают" одиннадцать спектаклей восьми театров. С одной стороны, оперная программа достаточно разнообразна, чтобы быть интересной самой разной публике, с другой, в афише встретились сразу две моцартовские "Свадьбы" из Воронежа и Нижнего Новгорода. Но это абсолютно разные спектакли и по музыкальному, и по театральному языку. И сравнивать эти постановки в соревновательном формате для жюри - задача сложная и не очень благодарная.

    Если в Воронеже режиссер Михаил Бычков в тандеме с дирижером Феликсом Коробовым стремится трансформировать шутейный шедевр Моцарта в образец итальянской opera seria, перенеся время действия в дни Первой мировой войны и превратив в безусловно главного героя не повесу Фигаро, а Графиню Розину, которая в исполнении Натальи Петрожицкой становится ключевым и самым ярким образом постановки; то в Новгороде Дмитрий Белянушкин рассказывает абсолютно современную, гедонистическую, но полную нравоучительного комизма историю из жизни богатых отдыхающих, а Иван Великанов на контрасте с происходящим на сцене превращает моцартовскую партитуру в образец барочного музицирования, правда, добавив в оркестр гитару и кастаньеты. А в помощь солистам театра специально пригласил репетитора Джанлука Пальюзо, который учил, как стало понятно с переменным успехом, не путать итальянский с нижегородским…

    Написанная Моцартом в 1786 году, в самом расцвете творческих сил по пьесе Бомарше "Свадьба Фигаро" стала первой попыткой сотрудничества композитора с либреттистом Лоренцо да Понте. И тот опыт был столь успешен, что далее последовало создание еще двух совместных опер, ставших знаковыми в истории музыки. Речь, конечно же, о "Дон Жуане" и "Так поступают все".

    Удивительно, но факт исторический: именно в Нижегородской губернии, в середине XIX века местный помещик Александр Дмитриевич Улыбышев написал на французском языке первую научную монографию, посвященную Моцарту. А в силу различных обстоятельств зачетный для конкурса спектакль жюри "Золотой маски" смотрело не в Москве, как большинство работ, а непосредственно в Нижнем Новгороде.

    В условиях домашнего, а не гастрольного показа однозначно оказалась в выигрыше сложная, но крайне значимая для спектакля сценография Виктора Шилькрота, мастерски разместившего в пространстве совсем небольшой сцены все задуманные режиссером места оперного действия. Роскошная, многокомнатная вилла графа визуально легко превращается в парк с башней смотрителя и лодочной станцией, где разворачивается не лишенный мистики финал. Сделанный в форме огромного жалюзи занавес соседствует с прозрачными раздвижными панелями на заднике, что периодически становятся большим экраном, на котором появляются те или иные ключевые персонажи.

    Вообще, в спектакле - множество самых разных деталей и подробностей, которые фиксируются видеокамерами крупными планами. Моментами представление становится похоже на квест для очень внимательного зрителя. И надо заметить, большинство публики с восторгом включается в предложенную режиссером остроумную игру, высмеивающую такие наши современные привычки, слабости и пороки…

    Финал третьего действия оперы - вокально-танцевальная сюита становится "солнечным сплетением" спектакля - красивой точкой схождения настоящего и прошлого. Изящный трехдольный танец (хореограф - Наталья Фиксель), во время которого графиня и Сюзанна меняются нарядами, обращен в испанское фанданго в старинном стиле, где и звучат гитара и кастаньеты. Этакое вольное напоминание, что дело происходит в Севилье. В остальном дирижер без вольностей, а с редким воодушевлением и внутренней свободой работает с моцартовским шедевром. И тут быстрые темпы, апеллирующие к вокальной виртуозности, становятся все-таки заметной трудностью для певцов.

    Партию Фигаро исполняет единственный приглашенный солист - бас Олег Цибулько. В остальном театр старался обойтись собственными силами. И в актерском плане "ставка сыграла". Граф Альмавива в интерпретации Олега Федоненко представителен, харизматичен с оттенком самодовольства. Графиня (Светлана Ползикова), Сюзанна (Татьяна Иващенко) и щеголяющая пестрыми нарядами комическая парочка Бартоло - Марцелина (Михаил Наумов и Екатерина Ясинская), и очень смешной и угловатый Керубино (Дарья Телятникова) щедро демонстрируют драматические таланты. Но необходимая вокальная точность моцартовских ансамблей была призрачной. Театру, который находится всего лишь в четырех сотнях километрах от столицы, еще очень много предстоит сделать для того, чтобы быть заметным на оперной карте России.

    Поделиться