- У ряда предприятий возникли сложности с поставкой зарубежных комплектующих и сырья, а также с получением ранее заказанного и оплаченного оборудования, - сообщил министр промышленности и энергетики Алтайского края Вячеслав Химочка. - Сейчас они активно ищут варианты замены комплектующих на отечественные и китайские аналоги. Но пока у предприятий есть запасы, которых хватит в среднем на один-два месяца, а по отдельным позициям и на полгода. Ни один завод в крае не остановился из-за отсутствия комплектующих, все продолжают работать.
Например, на Бийском котельном заводе, несмотря на санкции, не только выполняют все действующие контракты, но и заключают новые, в том числе экспортные.
- По некоторым комплектующим мы зависим от импорта, поэтому сейчас оперативно меняем их на отечественные аналоги, ищем компоненты на азиатском рынке. Есть проблемы и с логистикой, приходится срочно разрабатывать новые маршруты поставок. Уверены, что найдем решения возникших проблем, - подчеркивает гендиректор завода Олег Плетнев.
А вот программы модернизации в регионе могут приостановить, в первую очередь на тех предприятиях, где закупили оборудование в странах, поддержавших санкции. Да и новые проекты обновления производства, скорее всего, придется отложить до лучших времен. Хотя высокий износ оборудования, превышающий шестьдесят процентов, - это сегодня самое слабое место алтайской и всей российской промышленности.
- Нехватка отечественного оборудования и недоступность импортных станков, конечно, может серьезно ухудшить ситуацию с состоянием производственных мощностей. Наибольшая зависимость от импортного оборудования у нас в металлообработке, легкой и добывающей промышленности. А в среднем по краю его доля составляет примерно 35-40 процентов. Чтобы продолжить технологическое обновление, нужно расширять господдержку и помогать не только субъектам малого и среднего бизнеса, но и крупным предприятиям. У них запас прочности тоже небесконечен, - отмечает глава минпромэнерго.
Сейчас на федеральном уровне поэтапно внедряют дополнительные меры поддержки, и в регионе начали расширять "антисанкционную" помощь, в том числе в целях техперевооружения. Фонд развития Алтайского края решил выделить предприятиям дополнительные заемные ресурсы по ставке один процент годовых, чтобы завершить сделки по поставке оборудования, стоимость которого выросла более чем на десять процентов. Эти льготные кредиты можно направлять и на пополнение оборотных средств.
Как сообщили в региональном минэкономразвития, фонд также дает отсрочку до полугода на выплату основного долга и по всем программам финансирования сохраняет льготные процентные ставки, не превышающие пять процентов годовых. Но в нынешних экономических условиях промышленникам пока не до модернизации. Главное - сохранить и по возможности увеличить производство прежде всего импортозамещающей продукции, спрос на которую после ухода с российского рынка части зарубежных поставщиков существенно вырос.
Повышенным спросом сейчас пользуются топливные системы Алтайского завода прецизионных изделий, двигатели "Барнаултрансмаша", буровое оборудование, выпускаемое на "Алтайгеомаше". Кстати, с марта алтайские топливные системы начали отправлять на основной конвейер КамАЗа, где они заменили продукцию немецких конкурентов.
- Импортозамещающие проекты наши предприятия активно реализуют еще с 2014 года, - напомнил Вячеслав Химочка. - Самый яркий пример - сельхозмашиностроение. Участники Алтайского кластера аграрного машиностроения одними из первых в крае начали наращивать выпуск импортозамещающей продукции. В результате за семь лет объем производства сельскохозяйственной техники в регионе увеличился в 6,7 раза. Существенно выросли и объемы экспорта сельхозмашин и оборудования, только за последний год - в 1,8 раза.
В Алтайском крае в основном выпускают несложные навесные и прицепные агрегаты для сельхозмашин. Пробовали организовать также сборочное производство белорусских комбайнов "Палессе" и петербургских тракторов "Кировец" с алтайскими комплектующими. Однако сборка небольшого количества сложной техники оказалась экономически нецелесообразной.
- Зато благодаря этим проектам Алтайский шинный завод наладил выпуск покрышек не только для тракторов "Кировец", изготавливаемых на Петербургском тракторном заводе, но и для другой российской сельхозтехники, - сообщил корреспонденту "РГ" исполнительный директор Алтайского кластера аграрного машиностроения Сергей Государкин. - И сегодня алтайские шинники "обувают" отечественные трактора и комбайны, вытеснив импортные покрышки из этого сегмента российского рынка.
Из крупной сельхозтехники в регионе с 2014 года выпускают современные посевные комплексы на базе Агроцентра. За эти годы алтайские сельхозмашиностроители разработали уже несколько модификаций.
- Если поначалу многие комплектующие были импортные, то постепенно их заместили узлами и агрегатами собственного производства. Например, аппараты, отвечающие за точность высева, раньше закупали в США. Ждать их приходилось по полгода, поэтому на предприятии создали свой аналог. Правда, в посевных комплексах по-прежнему есть некоторые импортные детали и сейчас им приходится срочно искать замену. А чтобы наладить их выпуск в крае, понадобится время, - подчеркнул Сергей Государкин.
На предприятиях других отраслей тоже развивают импортозамещение. Так, предприятия химии расширяют выпуск удобрений, машиностроительные предприятия рассматривают варианты замещения как запасных частей, так и готовых изделий. Предприятия легкой промышленности прорабатывают проекты, которые позволят снизить зависимость от иностранного сырья.
Тем временем
Минпромэнерго Алтайского края проводит сбор информации о потребности предприятий в продукции для замещения иностранного сырья и комплектующих. Заявлено уже около 300 позиций. Информационный банк размещен в открытом доступе на сайте министерства в разделе "Антикризисные меры поддержки".