- В этом году в питомниках лесничеств под посев предназначены 13 гектаров земли. На каждый уходит в среднем до 70 килограммов семян, а выход посадочного материала с того же гектара составит более миллиона саженцев - этого достаточно, чтобы восстановить 400 гектаров леса, - рассказал "РГ" замдиректора по лесовосстановлению Уральской базы авиационной охраны лесов Александр Щепелин.
Несмотря на скромные цифры посевных площадей, дальнейшая прогрессия впечатляет. Получается, что через три-пять лет (столько необходимо ростку ели или сосны для укоренения) подросшие в питомниках сеянцы превратятся в 5 тысяч гектаров тайги. Как уточнила главный специалист березовского лесничества и хранитель областного лесосеменного фонда Елена Корабельникова, нынешняя посевная охватит всю территорию области от южного Красноуфимска до таежного Серова. Первые партии семян уже доставлены в наиболее отдаленные северные районы.
К счастью, о засилье импорта тут речи не идет: отечественные лесные закрома полностью независимы от поставок из-за рубежа. Это на новогодних елочных базарах можно позариться на пушистую европейскую ель, а в уральских лесах таких не сыщешь. В лесоводстве действует жесткое правило: где шишка вызрела, там и должно взойти ее семя. Даже переброска семян из одного региона страны в другой не приветствуется, поскольку чревата потерями здорового леса.
Законы лесного семенного районирования сформировались в середине прошлого века, когда в СССР увлеклись экспериментами: желуди из Карпат высаживали в астраханских степях, а сибирскую лиственницу пытались укоренить в Московской области. Да и европейские страны под предлогом расширения разнообразия российских лесов активно продавали семена своих пород деревьев. Но опыты с треском провалились: инородные деревья на чужой земле быстро вырождались и превращались, по терминологии ученых, в "низкопродуктивные сорняки", которые только портили генофонд местных лесов. Тогда стало понятно: генетические свойства семян являются важнейшим фактором, влияющим на продуктивность и биологическую устойчивость лесных насаждений.
Сейчас каждый регион делает ставку на собранные и сохраненные на своей территории семена, создавая страховой фонд леса. В Свердловской области ежегодно заготавливают до двух тонн семян наиболее распространенных хвойных пород. В 2021-м лесничества сдали в фонд 1300 килограммов, в этом году ожидается не меньше. Для новой посевной из закромов будет выдано более 600 килограммов, остальное зарезервируют в запасниках. Самая востребованная для посева - сибирская ель: в землю лягут 386 килограммов семян, сосны вдвое меньше, большим спросом также пользуется лиственница. А вот у кедра своя история. Для ценного сибирского дерева предусмотрено автономное хранилище, расположено оно в Карпинске, в самом центре уральских кедрачей.
- Ежегодно для сохранения запасов и воспроизводства кедровых лесов на Урале закладывают на хранение 80 килограммов орешков. Это обязательный резервный фонд, - пояснила "РГ" Елена Корабельникова.
Любопытно, что пополнение хранилища новым семенным материалом идет едва ли не круглогодично, хотя сбор шишек - занятие сезонное. Для большинства хвойных пород шишкование начинается с сентября и продолжается до большого снега, когда уже неудобно с мешками по лесу шастать. Чаще всего к заготовительной кампании привлекают местных жителей, школьников. На этом деле можно подзаработать. В прошлом году на рынке за килограмм шишек давали 20-30 рублей. В мешок входит более 30 килограммов, если выйдешь на удачную делянку, где недавно заготавливали лес, можно нашишковать на несколько тысяч.
Заготовкой семян занимаются не только государственные структуры, но и частные компании. Лесной кодекс предусматривает ответственность арендаторов лесных участков за восстановление посадок на вырубках или выгоревших площадях. Поэтому семена лесных пород деревьев поступают не только в региональные хранилища, но и пользуются большим спросом у лесопромышленников. Это направление рынка особенно активно развивается на Урале и в Сибири, но требует серьезных финансовых вложений. Чтобы получить десять килограммов семян, необходимо обработать тонну шишек. Снизить до минимума засоренность семенного материала помогает современное оборудование.
В Свердловской области за последние три года на программу "Сохранение лесов" в рамках нацпроекта "Экология" было выделено более 5364 миллионов рублей. Часть средств вложена в приобретение для лесхозов девяти аппаратов для получения семян. Агрегаты нагревают шишки до допустимой (чтобы семена не поджарились) температуры раскрывания, затем прогоняют материал через барабаны, фильтруя лишний мусор, в том числе обламывают "крылышки", которые предназначены природой для переноса семян по воздуху на большие расстояния. В сухом остатке зернышки, внешне похожи на гречу: такие же чистенькие, ровные и коричневые.
Прежде чем попасть в хранилище, семена должны пройти тест на всхожесть в специализированной лаборатории. Из каждого мешка берут по 50 граммов и в течение месяца поверяют, насколько дружно появляются побеги. Первый сорт должен продемонстрировать готовность к росту 92 процентов семян. Второй сорт тоже считается качественным товаром, остальное - мусор, и с такими "плодами" лучше не соваться на рынок. Качество семян подтверждает официальный сертификат, выдаваемый тестовой лабораторией.
- Из-за растянутости процедуры процесс сдачи в хранилища свежего урожая продолжается едва ли не до следующей осени. В прошлом году последнюю партию привезли в августе. Но для нас важно не время приемки, а качество материала, - поясняет Елена Корабельникова. - Далее семена нужно правильно законсервировать. Каждый 50-килограммовый мешок пересыпаем в отдельную бутыль, маркируем и храним плотно закрытыми 3-4 года. Для контроля влажности и кислотности в бутыли заложены лакмусовые бумажки.
Запасник со стеллажами до самого потолка рассчитан на хранение пяти тысяч тонн семян хвойного леса - сотни тысяч гектаров будущей тайги ждут своего часа.