При самом худшем сценарии это может привести к обвальному разрушению сложившихся цепочек поставок, изоляции рынков и деглобализации, что практически полностью уничтожит основу благосостояния таких ориентированных на производство и экспорт стран, как Германия. Вместе с немецкой экономикой рухнет и полностью зависимая от нее экономика ЕС. Но даже если мировой рынок сохранит свою целостность, изолированный от России Евросоюз окажется на нем далеко не в самом выгодном положении. По словам Бека, Китай, Индия и другие страны уже сейчас могут покупать нефть с солидным дисконтом. А если дело дойдет до реального эмбарго на российские ресурсы, то для не присоединившихся к санкциям стран это станет настоящим "выигрышем в лотерею".
Найти замену российским поставкам Евросоюз, вероятно, сможет, не оглядываясь даже на прежние моральные принципы. Та же Германия, например, договаривается о поставках газа с Катаром, хотя еще совсем недавно Берлин критиковал Доху за нарушение прав человека и раздумывал о бойкоте предстоящего чемпионата мира по футболу. Однако альтернативы будут определенно дороже, и при прочих равных условиях европейская продукция может оказаться попросту неконкурентоспособной.
От российского сырья в ЕС зависит не только энергетика, которая сама по себе является основой любой экономики. Оно напрямую используется практически во всех промышленных отраслях - от химии и автомобилестроения до строительства и производства бумаги. И даже "зеленую революцию", с помощью которой Евросоюз намерен добиться независимости от нефти и газа, вряд ли получится осуществить без российских металлов - они необходимы для производства ветрогенераторов, солнечных батарей аккумуляторов для электрокаров и управляющей цифровой инфраструктуры. "Хотя Россия и не является значимым игроком в мировой торговле, кроме как в поставках сырьевых ресурсов, косвенные экономические связи слишком велики - мы зависим от гораздо большего числа ключевых товаров, чем один только российский газ", - отмечает немецкий финансовый аналитик Карстен Ремхельд. По его словам, положение России в мировой экономике поднимает цену нового "железного занавеса" до небес.