О приостановке деятельности объявили 160 международных сетей

Около 160 ретейл-компаний (включая онлайн-магазины) объявили о приостановке коммерческой, инвестиционной деятельности, а также поставок на территорию России. При этом только шесть из них заявили об окончательном уходе с российского рынка, сообщает Knight Frank.

Доля временно приостановивших свою деятельность ретейлеров от общего количества арендаторов варьируется от 10 до 25 процентов в зависимости от класса торгового центра. Чем меньше торговый центр и меньше город, тем меньше площадей там занимали уходящие зарубежные бренды. Большая часть этих компаний - фэшн-бренды (21 процент), на втором месте - автомобили (13 процентов), за ними следует сектор товаров повседневного спроса (10 процентов).

С уходом иностранных ретейлеров посещаемость в торговых центрах уже снизилась на 6 процентов по сравнению с аналогичным показателем прошлого года, а уровень вакантности в новых проектах может вырасти до 30-35 процентов.

Объявившие о временной приостановке работы ретейлеры не спешат расторгать договоры аренды с торговыми центрами. На сегодняшний день об окончательном прекращении деятельности на территории России объявили шесть игроков: финская продуктовая сеть Prisma, оператор общественного питания Hesburger, финская сеть FCMG Pauling (в том числе одно офлайн-заведение Paulig Café&Store в формате стрит-ретейл), украинская сеть общественного питания Ninja Sushi, датская сеть товаров для дома Jysk и азиатская сеть магазинов товаров для здоровья и красоты Watsons.

"Российским дизайнерам потребуется порядка двух-трех лет, чтобы увеличить объемы производства, в том числе отработать альтернативные логистические цепочки и выстроить отношения с новыми поставщиками материалов и фурнитуры", - отмечает Евгения Хакбердиева, региональный директор департамента торговой недвижимости компании Knight Frank.

На фоне нестабильной экономической ситуации также могут быть нарушены цепочки поставок, что приведет к дефициту различных товаров и сырья, а также к росту цен. Логистический кризис может повлиять на пополнение ассортимента в магазинах. Это может коснуться продуктов даже тех компаний, которые работают на российском рынке и не собираются уходить.

Сроки открытий большей части проектов, заявленных к вводу в 2022 году, будут скорректированы из-за вероятности вывода на рынок новых объектов с высоким уровнем вакантности: в новых торговых центрах средний показатель по итогам 2021 года составил 23 процента, а в текущих реалиях он может вырасти до 30-35 процентов.

За I квартал 2022 года было введено два торговых центра и еще два завершили строительство. Однако в итоге открылся только один из них ТЦ Discovery, а другие перенесли сроки открытий.

По предварительным данным, средний уровень вакантности в торговых центрах Москвы может снизиться до 0,5 п. п. за квартал благодаря активному развитию ретейлеров в начале года (до конца февраля) и низкому объему нового предложения.