Сотрудники "РГ" приехали туда, чтобы поддержать ребят в трудную минуту, сказать им слова уважения и благодарности за мужество и патриотизм. Ну и, конечно, вручить подарки. Порадовало, что военнослужащие, узнав, что мы из редакции, первым делом спросили: а газету привезли? Конечно, привезли - и свежий выпуск "РГ-Недели", и последний номер журнала "Родина".
Чтобы раненые всегда были в курсе последних новостей, в подарочные пакеты положили приемники в стиле "ретро". А еще флешки с казачьими песнями. Какой военный не подтянет, услышав знакомое "Любо, братцы, любо…". Глядишь, послушают, и настроение поднимется. Хорошее настроение сил добавляет, быстрее выздоравливать помогает.
Впрочем, поднимать раненых на ноги - дело военных медиков. И справляются они с этой задачей в Бурденко прекрасно. Главный хирург госпиталя полковник медслужбы Игорь Онницев сказал, что более 90 процентов поступающих к ним участников специальной военной операции после лечения и реабилитации смогут вернуться в строй. Быть может, не все и дальше будут служить в разведке или спецназе, где к здоровью солдат и офицеров особые требования. Но при желании останутся в армии. Этого, судя по разговору с пациентами Онницева, желают многие.
Командир мотострелкового взвода старший лейтенант по имени Мурат расставаться с погонами точно не собирается. "Не для того Московское высшее военное командное училище заканчивал", - говорит офицер. Из знаменитых кремлевских курсантов, значит, вышел. Ранило его под Черниговом - взвод попал под обстрел украинской реактивной системы залпового огня БМ-21 "Град". Осколки прошили Мурату руку, ногу, легкое. Таких, как он, - с осколочными - в травматическом отделении процентов под 95. Остальные пять - с пулевыми. Ничего, после операций их в среднем через две-три недели на ноги поднимают.
Медицинская база в этом госпитале на самом современном уровне, ей никакие санкции не страшны. А медперсонал вообще кудесники. В госпитале им. Н.Н. Бурденко, где в названии не случайно присутствует слово "главный", есть даже свое аэромобильное отделение. Его специалисты откуда угодно доставят по воздуху раненого в Москву. А по дороге квалифицированную неотложную помощь окажут. Оперировать в небе, правда, не станут, но умереть не дадут. Комвзвода старший лейтенант Мурат в этом на собственном опыте убедился. 18 марта его в Бурденко, считай, с поля боя доставили. Теперь вот ждет-не дождется отпуска: в Екатеринбурге жена и двое детишек остались. Старшему мальчишке два с половиной годика. Младший сын совсем кроха - 5 месяцев от роду. Ничего, скоро увидятся.
А гвардии младший сержант по имени Александр не столько про родной Уссурийск и родственников говорил, сколько про службу. Он на контракте в ВДВ уже 9 лет. Прикипел к десанту, вот и переживет, позволит ли тяжелое ранение вернуться в часть. Подразделение Александра на марше в Киевской области на засаду напоролось. По идущей впереди бронемашине из лесу гранатомет ударил. А УАЗ гвардии младшего сержанта автоматной очередью прошили. Водителя ранили, Александру пулей плечевую кость раздробило. В госпитале Бурденко операцию сделали, вместо кости трубку вставили. Теперь гвардеец ждет, как все срастется. Разрешат - продолжит службу.
- А с засадой наши разобрались. Всех положили, их опорный пункт сожгли, - говорит гвардеец десантник. - С водителем моим тоже все в порядке. Он в госпитале в Екатеринбурге лечится.
Правды ради, не все раненые сейчас о возвращении в строй думают. У минометчика Александра всего неделя прошла после операции. Парню 21, а раны серьезные - осколки, полученные в бою под Северодонецком, повредили правое и левое бедро, задели стопу. За Сашу очень мама и сестра переживают. Да и сам он грустновато выглядит, хоть и бодрится. Мы ему, конечно, пожелали полного выздоровления.
Про сестер стоит сказать отдельно. Медицинских, госпитальных. Они раненым как родные. Домашние пирожки им носят, ухаживают день и ночь, на доброе слово и улыбку не скупятся. "Мы девушки боевые, - смеется старшая медсестра травматологического отделения Валентина Авакьянц. - И пациенты наши молодцы. Бодро держатся". За 37 лет службы (Валентина Ивановна старшина в запасе) и работы в госпитале Бурденко она, считай, не одну войну прошла - выхаживала раненых на Северном Кавказе, в Южной Осетии. Теперь вот помогает участникам спецоперации на Украине. Низкий поклон за то ей и ее коллегам.