10.04.2022 23:45
    Поделиться

    Басинский: Ни в одной литературе цыганская тема не звучит так широко, как в русской

    Восьмого апреля отмечался довольно экзотический для большинства жителей планеты праздник - Международный день цыган, учрежденный в 1971 году в Лондоне на Первом цыганском конгрессе. По правде говоря, я и сам узнал о нем впервые из радионовостей. И, как человек литературный, устыдился, потому что ни в одной литературе мира цыганская тема не представлена так широко, как в русской.

    О цыганах писали русские поэты XVIII века - Державин, Сумароков, Дмитриев, Львов. Поэма Пушкина "Цыганы" стала нашей классикой. Из русских поэтов о цыганах или на мотивы цыганских песен писали стихи Языков, Фет, Григорьев, Полонский, Блок, Цветаева. Из русских прозаиков - Даль, Лесков, Толстой, Куприн, Чехов, Горький... Из драматургов - Островский. Это далеко не полный перечень.

    Увы, сегодня любые размышления о культуре неизбежно омрачаются другими новостями. Недавно сообщили о том, что во Львове публично наказывали цыганок - беженок из Киева за воровство - привязали к столбам, облили зеленкой и... прочие средневековые "штуки". Вот вам и вся "тонкая пленка цивилизации" - слетает в один момент! Впрочем, в Средние века, и даже вплоть до XIX века, в Западной Европе с цыганами поступали гораздо хуже, так что определенный "прогресс" все-таки просматривается.

    В Англии XVI века цыган мужского пола казнили через повешение, а по указу Елизаветы I еще и вешали тех, "кто водит или будет водить дружбу или знакомство с египтянами". (В Англии цыган считали выходцами из Египта и до сих пор называют gypsy, что явный анахронизм, лингвистами давно доказано, что цыгане мигрировали в Европу из Индии.) В Швеции XVII века цыган тоже вешали за то, что они - цыгане. В Германии XVIII века мужчин-цыган тоже казнили, а детей и женщин клеймили раскаленным железом. Всех превзошел король Пруссии Фридрих Вильгельм I, издавший указ от 1725 года, который повелевал предавать смерти всех цыган мужского и женского пола старше 18 лет.

    О временах немецкого нацизма даже не будем говорить.

    Ни в одной литературе цыганская тема не звучит так широко, как в русской

    По рассказам своей бабушки я знаю, что и в русских деревнях уже в начале XX века с конокрадами поступали жестоко - лошади были главными кормилицами крестьян. Но я не знаю ни одного русского закона, по которому цыган уничтожали бы за то, что они - цыгане. Когда в конце XVIII века цыгане стали мигрировать в Россию - в основном в Молдавию, на Украину и в южные области Великороссии, видимо, не от слишком сладкой европейской жизни, - по указу Анны Иоанновны с них брали налоги на содержание армии. Екатерина II приписала их к крестьянскому сословию и разрешала приписываться к другим сословиям (мещане, купцы), кроме дворянского.

    Страстный поклонник цыганского пения граф Алексей Орлов создал первый профессиональный цыганский хор, который возглавил Иван Соколов - патриарх разных династий цыганских хоров, невероятно популярных в России вплоть до революции 1917 года.

    А цыганские романсы? Они ведь породили целое направление русской поэзии. Достаточно вспомнить два шедевра - "Цыганскую венгерку" Аполлона Григорьева ("Две гитары, зазвенев, жалобно заныли...") и "Песню цыганки" Я.П. Полонского ("Мой костер в тумане светит..."), которую и сегодня распевают в наших застольях.

    Между прочим, на цыганке Марии из знаменитого хора Шишкиных был женат старший брат Льва Толстого граф Сергей Николаевич Толстой. Так что, когда будете читать или смотреть на сцене пьесу Толстого "Живой труп", где есть героиня-цыганка по имени Маша, имейте в виду, что это во многом личная, семейная история.

    Цыганам вообще повезло в русской литературе. Я не знаю примера, чтобы русские классики писали о них абсолютно негативно. Скорее наоборот: образы цыгана/цыганки были слишком романтизированы в России - от Земфиры Пушкина до Макара Чудры Горького. Кстати, "Макар Чудра" - это дебютный рассказ Горького и первый, которым он неизменно открывал собрания своих сочинений.

    Вплоть до XIX века в Западной Европе цыган не считали за людей

    В западноевропейской литературе было не так. Начиная с рассказа Сервантеса "Цыганочка" (1613), где прекрасная "цыганка" Пресьоса в результате оказывается похищенной ребенком девушкой благородных кровей, цыгане традиционно показывались как люди потенциально опасные, несущие угрозу для "белого человека". Цыгане похитили младенцем и замечательного Фигаро в пьесе Бомарше. Ну и, конечно, великолепная Эсмеральда из романа "Собор Парижской Богоматери" Виктора Гюго. Вы думаете, она цыганка? Нет. Она - француженка. Ее тоже похитили в детстве.

    Впрочем, есть бессмертная новелла Проспера Мериме "Кармен", на сюжет которой написана бессмертная опера Жоржа Бизе. Наверное, это лучшее, что создано о цыганке в мировом искусстве. Интересно, однако, что идею новеллы, возможно, подсказал Мериме Пушкин. Мериме был поклонником русской литературы, выучил русский и переводил на французский язык произведения Гоголя, Лермонтова, Тургенева, а у Пушкина - "Цыганы" и "Пиковую даму". "Цыганы" написаны на двадцать лет раньше "Кармен", а тема здесь в общем-то одна: вольнолюбивая цыганка никогда не станет рабом мужчины. На эту же тему и "Макар Чудра" Горького, написанный полвека спустя после Мериме.

    Но не будем слишком задирать нос. "Цыганы" - ранняя и не самая совершенная поэма Пушкина. "Кармен" (новелла и опера) - мировые шедевры. Написать раньше - не значит лучше.

    А мое самое любимое произведение на цыганскую тему - великий фильм Эмира Кустурицы "Время цыган". Вот где цыгане показаны во всей многогранной сложности, а мировые мифы о них переплетаются с реальностью так, что не различишь...

    Поделиться