Речь о законопроекте, который подготовили демократ Том Малиновский и республиканец Джо Уилсон. Он разрешал администрации президента Байдена самостоятельно принимать решения о конфискации подсанкционной собственности стоимостью свыше 5 миллионов долларов, ее продаже и последующей передаче средств Украине в рамках военной или гуманитарной помощи. По оценкам газеты, общий "объем таких активов может измеряться миллиардами" долларов.
Однако, как отмечает издание, обычно администрация США обладает только полномочиями по заморозке активов, а решения об их конфискации или продаже - прерогатива судебной ветви власти. Передача этих полномочий исполнительной ветви предусмотрена только при объявлении войны. Поскольку Америка не находится в состоянии войны с Россией, положения законопроекта вступали в конфликт с Конституцией США. А именно - документ не предусматривал возможности для обвиняемой стороны оспорить действия правительства США в судебном порядке. "Законопроект настолько неконституционен, что создавал возможность для российских подсанкционных лиц одержать победу в суде США. А это могло бы привести к блокировке как этого механизма, так и самих санкций", - объяснил представитель ACLU Кристофер Андерс. Несмотря на то, что сама идея изъятия российских активов и передачи их Украине вызывает большой энтузиазм на Капитолийском холме, схожие опасения, по данным The Washington Post, возникли у части законодателей в обеих палатах конгресса. Поэтому от законопроекта в нынешнем виде решили отказаться.
Но было бы преждевременным считать, что этот отказ - окончательный. Ведь противоречащим Конституции назван не сам замысел, а только прописанная в законопроекте процедура его исполнения. Конгрессмены пока проголосовали за резолюцию, предоставляющую Белому дому 60 дней на "определение конституционных механизмов, через которые можно было бы конфисковать активы". После этого будет сформирована новая версия законопроекта. Конгрессмены, как подчеркнул один из авторов документа Том Малиновский, твердо настроены в любом случае не допустить возвращения этих активов их владельцам.