Прошлый год был для Александра и его группы плодотворным, несмотря на то что концертов в нем было не больше десяти, а гастролей не было вовсе. Но зато трек за треком выпускались песни нового совместного проекта с Гариком Сукачевым "Боцман и Бродяга -2" (первый "Боцман и Бродяга" вышел в 1995), выкладывались собственные синглы и сборники, и, конечно, готовился новый альбом.
"Старики танцуют" - звучит красиво и неожиданно. Но в самом альбоме, вышедшем только что, нет песни с таким названием, но зато есть песня "Старики" Петра Мамонова, но не медитативная, как у автора, а просто совсем другая - резкая, агрессивная, с жесткими гитарами и вокалом.
В новом альбоме в принципе больше злого гитарного рока, чем было в последних работах "Ва-Банка" - его много было и на концерте. Недаром Скляр и начал именно с такого - новейшего боевика "Крысы не бьют чечетку", в мгновенно заведшем ударном ритме, по театральному эффектно возникнув в глубине зала в луче софита в котелке и черных очках. А песня была о том, что главное - не сдаваться, слабые бегут, а ты оставайся. "Наше время по-прежнему длится и по-своему каждый готов, и в пространствах иных часто снится это вечное время - время богов" - это пошедший встык тяжелой походкой командора "Скарабей" из "Стариков…", еще один удар кулаком по столу, да так, чтоб все услышали.
Конечно же, дело, как всегда у Скляра, не только в ритмах и рифмах. Он, не в пример его молодым коллегам-музыкантам, всегда разный, ему многое интересно, и он всюду настоящий, стремящийся постигнуть то, что делает и достигнуть желаемого, будь то чтение аудиокниги Кафки или пение Утесова под тромбоны, будь то концерт или альбом.
У того и другого, понятно, свои правила и концепции. На сцене Скляр в это вечер был, как всегда, артистом, не столько демонстрируя свои вокальные данные, сколько широким жестом приглашая своих "уважаемых друзей" (как он называет публику) в мир каждой песни.
"Маршруты московские": гитару в сторону - и добро пожаловать в "букашечку", мчащуюся "по кругу широкому, колечку Садовому". "За гагарой с черным пером": приставив ладонь к глазам, Скляр ищет по всей загроможденной аппаратурой сцене "где-то между Кремлем и Курским вокзалом" таинственную птицу. "Босиком по луне" - это о любви и вместе с главным героем песни ее автор готов залезть на небо по лестнице и станцевать "на лезвии месяца".
Новый альбом, песни из которого перемежались на концерте скляровской классикой, - история, как всегда у Александра, концептуальная, цельная, что - редкость для современной российской музыки. Герои альбома - люди стойкие и единственные в своем роде, похожи на его автора - бог Анубис из "Танго Анубиса", помещенный на выдержанную в багрово-сиреневых тонах обложку, Модест Мусоргский из лихого рок-н-ролла "Модест the best", "Мальчик Эдик" (написана на смерть Лимонова), герой "Батума" из песни на слова позднего Есенина, тягостно и пристально вглядывающийся в очарованную даль. В "Партизанской застольной" высвечивается смысл новой работы: не самое важное, на чьей стороне окончательная правда, а в том, готов ли ты стоять до конца за свою правду.
Открылся же концерт рисованным клипом на ту самую песню Мамонова, опять же переосмысленную Скляром "Стариками": ее герои, украшенные бородами, под рев гитар и мотоциклов мчатся по трассам, обгоняя грузовики и современные легковушки. "Около реки пляшут одни старики", поет с экрана Скляр. А молодежь, как заметил однажды Александр, "тихо курит в сторонке".